+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Налог на прибыль взаимозависимые лица

Взаимозависимые лица и контролируемые сделки: позиции и определения налоговой базы по НДС и налогу на прибыль с учетом ст.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Минфин разъяснил полномочия налоговиков в отношении сделок между взаимозависимыми лицами

{{vm.title}}

налог на прибыль взаимозависимые лица
О действующем с порядке признания лиц взаимозависимыми и . освободить лицо от обязанности уплачивать налог на прибыль можно.

Взаимозависимые лица для целей в налоговых правоотношений в 2018-2019 гг. В соответствии с п. Доля близких родственников во владении капиталами одного и того же юрлица суммируется, и если она достигает указанных в перечне выше значений, то все они рассматриваются как субъекты взаимозависимых сделок п.

Взаимная зависимость лиц может устанавливаться в отдельных соглашениях между ними либо иной возможностью, предопределяющей влияние одного лица на другое п. Взаимосвязанные лица — субъекты, соответствующие хотя бы одной из перечисленных ниже характеристик: 1 лицо прямо косвенно контролирует другое; один или несколько сотрудников работают в нескольких организациях, например директором в 1-й и 2-й компании является один и тот же человек; несколько юрлиц связаны договорными правоотношениями и совместно работают с целью получения прибыли, включая расходы и убытки; работник и работодатель; 2 компании контролируются третьим лицом; 2 лица прямо или косвенно контролируют третье лицо; лица являются родственниками или членами одной семьи.

Понятие взаимосвязанности лиц приведено в ст. Один из критериев, предопределяющих возникновение соответствующих последствий, — контролируемость сделок с участием взаимозависимых лиц. Изучим данный аспект подробнее. Соотношение взаимной зависимости и контролируемости в налоговом праве: нюансы Итак, сделка с участием взаимозависимых субъектов может иметь правовые последствия, если будет признана контролируемой.

Это будет означать, что ФНС обратит на нее пристальное внимание и изучит на предмет необоснованного занижения или завышения сумм, передаваемых от одного субъекта к другому. Отклонения в ценах сделки между взаимозависимыми лицами могут использоваться: для занижения налоговой базы в целях уменьшения сумм налога; завышения налоговой базы в целях исчисления более крупного вычета.

Контролируя сделку, ФНС вправе осуществлять корректность исчисления налогов: на прибыль;.

Кто такие взаимозависимые лица и почему их не любит налоговая

Многократное отклонение цены сделки от рыночного уровня Президиум Верховного Суда РФ 16 февраля 2017 года утвердил Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V. Cуд обобщил практику по вопросам, возникающим при взаимной зависимости лиц и подконтрольности сделок. В данной статье мы разберем основные правила применения положений раздела V.

Правило 1 п. Указанное правило содержит в себе два важных исключения. Исключение 1 п. Данный вывод проиллюстрирован отсылочными нормами НК РФ, предусматривающими возможность определения налоговой базы по НДС и налогу на прибыль с учетом ст. Однако даже в рамках глав по налогу на прибыль и НДС в Обзоре перечислен далеко не полный перечень случаев. Отсылка к ст. Поэтому вышеуказанное перечисление ВС РФ можно смело дополнить —для целей: —исчисления НДФЛ2 —получением налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров работ, услуг и иного имущества, определением стоимости ценных бумаг, определением стоимости активов п.

Более того, общее правило определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров, работ, услуг предусматривает исчисление их стоимости исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. На это также обратил внимание Минфин РФ в своем Письме от 15. Гарантией защиты прав налогоплательщика от необоснованного налогового контроля в вышеназванных случаях является положение абз. Исключение 2 п. При этом несоответствие цены сделки рыночным ценам должно быть многократным, а получение необоснованной налоговой выгоды подтверждаться и иными доказательствами, порочащими деловую цель сделки5.

Например, при проведении проверки налогоплательщика налоговый орган счел цену сделок купли-продажи заниженной и определил налоговую базу исходя из рыночной стоимости отчужденного имущества. При рассмотрении спора суд установил, что налоговый орган не доказал взаимную зависимость сторон сделки, участники договорных отношений подтвердили наличие коммерческого интереса при заключении договоров. Анализируя судебные акты, ВС РФ отметил, что многократное отклонение цены сделки от рыночного уровня может учитываться в качестве одного из признаков получения необоснованной налоговой выгоды только в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами, порочащими деловую цель сделки взаимозависимость сторон сделки, создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции, использование особых форм расчетов и сроков платежей и т.

А вот другой пример. При проведении проверки налогоплательщика налоговый орган счел цену сделок купли-продажи заниженной и определил налоговую базу исходя из рыночной стоимости отчужденного имущества. В ходе рассмотрения дела было установлено, что стороны сделки являются взаимозависимыми лицами, цена сделки многократно отклоняется от рыночной, фактическая цель сделки —получение необоснованной налоговой выгоды. При рассмотрении данного спора ВС РФ отметил, что существенность и выраженность отклонения примененной налогоплательщиком цены от рыночного уровня в совокупности с иными обстоятельствами совершения спорных операций могут иметь юридическое значение, если при проведении камеральной или выездной налоговой проверки установлены признаки получения необоснованной налоговой выгоды.

Таким образом, формальное несоответствие сделки признакам контролируемой не является гарантией безопасности налогоплательщика от доначислений налогов исходя из рыночной цены сделки.

VEGAS LEX рекомендует: при заключении сделок, отклоняющихся от рыночных, необходимо понимать, какую деловую цель преследует данное соглашение. Постараться зафиксировать свой коммерческий интерес в переписке, протоколах, меморандумах и иных документах, решение о предоставлении которых в ходе проверки или в суд может приниматься налогоплательщиком ситуативно.

При защите своих интересов в рамках налогового спора необходимо уделить должное внимание сбору и анализу доказательственной базы, которую будет оценивать суд. Правило 2 п. Бремя доказывания указанных обстоятельств возлагается на налоговый орган.

Цель применения указанной нормы —выявление сделок, финансовое содержание которых отличается от условий, которые стороны определили бы при их взаимодействии в качестве независимых контрагентов, действующих в собственных экономических интересах. Некоторые признаки взаимной зависимости суд включил в Обзор: —иное лицо в том числе контрагент по сделке имеет возможность определять решения, принимаемые налогоплательщиком; —налогоплательщик действовал в общих экономических интересах группы, к которой он принадлежит к выгоде третьих лиц ; —несвобода в принятии решений должна была сказаться на условиях и результатах исполнения соответствующих сделок.

Зачастую налоговый орган даже не пытается доказать, что взаимная зависимость сторон непосредственно повлияла на результаты сделки. Исключение: влияние, оказываемое по экономическим причинам, например в силу преимущественного положения на рынке одного из участников сделки, не должно приниматься во внимание при решении вопроса о признании лиц взаимозависимыми п.

Правило 3 п. Отнесение сделки к контролируемой на основании п. Например, при проведении проверки налоговый орган выявил совокупность сделок налогоплательщика по закупке ТМЦ у взаимозависимого лица с привлечением цепочки посредников, попадающих под критерии подп. В связи с чем общество было привлечено к ответственности по ст.

При рассмотрении спора судом было установлено, что сумма дохода по сделке ниже установленного суммового порога, предусмотренного п. Кроме того, суд обратил внимание на то, что налоговый орган не доказал, что сделка не попадает под критерии соглашений, которые в силу п. Спор разрешен в пользу налогоплательщика Постановление Арбитражного суда ПО от 02. Не стоит забывать, что с 01.

Это существенно облегчает внутрикорпоративное финансирование и снижает административную нагрузку на бизнес. VEGAS LEX рекомендует: при защите своих интересов в рамках налогового спора проверять соответствие сделки всем критериям, установленным ст. Учитывать, что даже при формальном соответствии условий сделки признакам, предусмотренным п.

Правило 4 п. Суд обратил внимание на то, что положения раздела V. Правила, применяемые налоговыми органами и налогоплательщиками, не должны различаться в силу принципа правовой определенности налогообложения п. До этого позиция Конституционного Суда РФ, отраженная в определениях от 04. Например, суды считали возможным принимать в качестве доказательств расчет рыночной цены, осуществленный с нарушением правил п. Теперь в Обзоре прямо указано, что при использовании п.

Правило 5 п. А именно: —при отсутствии или недостаточности источников информации, перечисленных в п. Суд также акцентировал внимание на условиях принятия отчета оценщика с точки зрения его допустимости и достоверности: —отчет должен позволять сделать вывод об уровне дохода, который действительно мог быть получен налогоплательщиком; —заключение должно быть подготовлено лицом, отвечающим требованиям к субъектам профессиональной оценочной деятельности; —эксперт не должен отклоняться от принципов идентичности и сопоставимости объектов-аналогов.

Например, по результатам налоговой проверки обществу были начислены налоги исходя из рыночной стоимости арендной платы, определенной привлеченным инспекцией оценщиком, а не на основании цен применяемых налогоплательщиком. Исследовав документ об оценке, суд пришел к выводу, что понятие рыночной стоимости, определяемое в соответствии с Федеральным законом от 29. В заключении эксперта не были учтены все факторы, оказывающие влияние на определение рыночной стоимости арендной платы в отношении вышеуказанных помещений.

При таких обстоятельствах экспертное заключение не может являться безусловным подтверждением установленного отклонения размера арендной платы. В итоге спор разрешен в пользу налогоплательщика Постановление Арбитражного суда УО от 19.

Суд также отметил некоторые принципы назначения судебной экспертизы в рассматриваемой категории споров: —экспертиза не должна назначаться для восполнения недостатков проведенной налоговой проверки; —экспертиза может назначаться в целях разрешения неустранимых разногласий о правильности применения методов определения доходов или в целях устранения сомнений в достоверности противоречащих друг другу доказательств. Правило 6 п. Указанные разъяснения по вопросам применения ст.

В завершение хотелось бы отметить, что 2017 год является важной эпохой регулирования трансфертного ценообразования. Помимо Обзора судебной практики Верховного Суда РФ, представляющего исключительную важность в правоприменении, вступили в силу нормы подп. В целях минимизации налоговых рисков налогоплательщикам стоит провести ревизию совершенных сделок, а при реализации текущих сделок не забывать адаптировать их под динамично меняющиеся реалии.

Книги нашего издательства: серия История.

Объясняем, кто такие взаимозависимые лица, по каким лицами, которые не должны платить налог на прибыль организаций. (пп. 4 п.

Какие сделки настораживают ФНС больше других

Статьи для бухгалтера Налогообложение сделок между взаимозависимыми лицами Сделки между взаимозависимыми лицами в настоящее время - явление весьма распространенное. Такие сделки дают возможность хозяйствующим субъектам оптимизировать свои налоговые обязательства, используя завышенные или заниженные цены. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой; 2 одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению; 3 лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

Пункт 2 ст. Налоговое законодательство в отношении зависимых лиц, в частности юридических, практически не отличается от гражданского законодательства. Отключить рекламу В п. Нормы п. Согласно гражданскому законодательству Российской Федерации основным обществом признается общество или товарищество, которое в силу преобладающего участия в уставном капитале другого общества, либо в силу договора, либо иным образом имеет возможность влиять на принятие решения таким обществом п.

В одних случаях взаимозависимость между двумя юридическими лицами установить легко. Для этого достаточно ознакомиться с уставами двух юридических лиц. Но формы взаимозависимости могут быть и не столь явными. Это характерно для небольших иностранных компаний, работающих в России.

Иностранная компания с холдинговой структурой данная структура не является коммерческой тайной компании, она ее публикует в своих рекламных проспектах владеет несколькими компаниями в России. Российский производитель продает компании М продукцию по цене, которая позволяет показать минимальную прибыль. Затем компания М экспортирует данный товар компании Е также с условием получения минимальной прибыли.

Данный товар продается компанией Е на мировых товарных биржах по цене, значительно превышающей цену, по которой он был куплен у компании М. Цена сделки в налоговом праве Налоговое законодательство Российской Федерации признает презумпцию цены, которая указана сторонами, совершившими сделку. Согласно п. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Следовательно, в иных случаях налоговый орган не вправе оспаривать для целей налогообложения цену товаров, работ, услуг, указанную сторонами в сделке.

При применении данной нормы судам необходимо учитывать, что указанное положение не распространяется на случаи доначисления налога по правилам ст. Отключить рекламу Таким образом, изменение цены налоговыми органами по основаниям, предусмотренным ст. Именно в этих двух моментах и заложена база для будущих споров между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Сейчас по-прежнему действует п. Если, например, производитель продает в одном регионе страны товар А по цене 1 000 руб. На рынках в других регионах страны товар может быть продан как по цене выше 1 200 руб.

Это будет зависеть и от состояния рынка товара А в регионе, и от маркетинговой политики, которую производитель данного товара будет проводить в разных регионах страны.

Отключить рекламу Письмом Минэкономики России о 20. Данные рекомендации могут применяться всеми хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, изготавливающими оказывающими и реализующими на территории Российской Федерации продукцию, товары и услуги в валюте Российской Федерации. Свободные оптовые и отпускные цены на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги устанавливаются предприятиями-изготовителями или другими поставщиками по согласованию с потребителями исходя из конъюнктуры рынка сложившегося спроса и предложения , качества и потребительских свойств продукции товаров, услуг.

В свободные отпускные цены включаются налоги и сборы, начисляемые и уплачиваемые в соответствии с действующим налоговым законодательством. С 1 января 2002 г. Свободные розничные цены и тарифы определяются самостоятельно розничными торговыми организациями, предприятиями общественного питания и другими юридическими лицами, осуществляющими продажу товаров услуг населению, в соответствии с конъюнктурой рынка сложившимся спросом и предложением в данном регионе , качеством и потребительскими свойствами товаров и предоставляемых услуг исходя из свободной отпускной цены предприятия-изготовителя или цены другого поставщика цены закупки и торговой надбавки.

Отключить рекламу Торговые надбавки устанавливаются продавцом самостоятельно на основе конъюнктуры рынка сложившегося спроса и предложения , кроме торговых надбавок, уровень которых регулируется в соответствии с действующим законодательством.

В торговую надбавку включаются издержки обращения, в том числе транспортные расходы по доставке товаров от поставщика в зависимости от вида франко, предусмотренного в свободной отпускной цене предприятия-изготовителя или цене закупки продукции товаров и условий поставки, указанных в договоре на поставку , другие расходы по закупке и реализации товаров розничных торговых организаций или предприятий бытового обслуживания населения, налог на добавленную стоимость, а также прибыль.

Методические рекомендации предусматривают, что органы исполнительной власти регулируют торговые надбавки на определенные виды продуктов, например, на продукты детского питания, лекарственные средства и медицинские изделия. Однако в целом в соответствии с Методическими рекомендациями производители товаров работ, услуг могут самостоятельно устанавливать цены на производимую ими продукцию, опираясь, по существу, только на два главных критерия: себестоимость производимой продукции и ее рентабельность.

Так как участниками российского рынка являются тысячи производителей, вполне закономерно, что разброс по ценам на товары работы, услуги может быть очень существенным. На цены могут влиять и многие другие факторы. Транспортные расходы занимают значительную долю в цене продукта. Чем дальше товар для реализации будет доставляться от того места, где он произведен, тем большая часть транспортных расходов войдет в его цену.

На транспортные расходы может также влиять вид транспорта и срок, в течение которого товар должен быть доставлен до потребителя. Например, стоимость товара, доставляемого воздушным транспортом, будет намного дороже, чем доставляемого по железной дороге или морем.

Отключить рекламу На цену товара влияет и то, как продукт доставляется до конечного потребителя. В одних случаях, например, товар непосредственно от производителя может быть доставлен потребителю. В других случаях товар доставляется к потребителю через цепочку посредников.

Способ доставки товара зависит от того, какое соглашение достигнуто между сторонами. Либо стороны получают при этом максимальную прибыль, либо поставляют товар на рынок по более низкой цене. Это актуально при поставке товара как внутри страны, так и за рубеж. В некоторых странах товар может дойти до конечного потребителя через цепочку посредников. Часто продукция и услуги должны предлагаться потребителю на его родном языке. В этом случае перевод на национальный язык потребует дополнительных расходов.

Наибольшее значение данное обстоятельство имеет в случае внешнеторговых контрактов. Например, в сфере профессиональных услуг налоговые власти Швеции принимают документацию, подготовленную на английском языке, а налоговые власти Франции принимают документацию по трансфертным ценам только на французском языке.

Часто товары и услуги должны быть адаптированы к местным рынкам. Расходы по адаптации и переводу различаются на разных рынках. Расходы на послепродажное обслуживание и хранение тоже могут быть разными. Например, цены на послепродажное обслуживание зависят от марки автомобилей, от региона, где находится сервисный центр, оказывающий данные виды услуг, от того, сколько времени автомобиль находится в эксплуатации.

Отключить рекламу Торговая марка может быть хорошо известна в одной стране, и это позволяет компании увеличивать цену товара, а в другой стране данная торговая марка может быть менее известна.

Многонациональные компании могут пытаться окупить свои инвестиции в развивающиеся рынки за счет рекламы, спонсорства, предоставления премий своим клиентам на том рынке, где данная торговая марка имеет хорошую репутацию. Все это также влияет на цены. Культура розничных продаж имеет различные формы в зависимости от предпочтения потребителей, их покупательной способности, уровня конкуренции. Каждый из этих факторов может влиять на цену продаваемого товара.

Где большая покупательная способность потребителей, там и цены могут быть выше. Например, если сравнивать регионы России, то наиболее высокие цены характерны для крупных городов - Москвы, Санкт-Петербурга.

Правила определения рыночной цены В пп. При этом налоговое законодательство учитывает обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки.

В частности, учитываются скидки, вызванные: сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары работы, услуги ; потерей товарами качества или иных потребительских свойств; истечением приближением даты истечения сроков годности или реализации товаров; маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров работ, услуг на новые рынки; реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

В соответствии с п. Даже на рынке однородных товаров, например при оказании услуг, разброс рыночных цен может быть очень большим. Например, консалтинговые услуги могут оказываться как чисто российскими фирмами, так и российскими фирмами, принадлежащими западным компаниям. Одна из причин этого заключается в том, что у фирм с участием иностранных инвесторов выше доля затрат, направляемых на оплату труда своих сотрудников.

Отключить рекламу В соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации рынком товаров работ, услуг признается сфера обращения этих товаров работ, услуг , определяемая исходя из возможности покупателя продавца реально и без значительных дополнительных затрат приобрести реализовать товар работу, услугу на ближайшей по отношению к покупателю продавцу территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации.

Но бизнес никогда не ограничивает сферу своего действия критериями близости продавца или покупателя. Бизнес определяет цепочку поставщиков, учитывает месторасположение сервисных центров и месторасположение производителей. Без рациональной организации бизнеса невозможно решить проблему трансфертных цен исключительно для целей налогообложения.

Деловой мир оперирует только одной категорией - получением прибыли. Целью бизнеса всегда является получение преимуществ из-за разных условий рынка. Цены будут определяться исходя из потребностей рынка, и, где только это возможно, бизнес будет увеличивать свою прибыль.

Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель.

При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться п. Налоговое законодательство также определяет, что относится к однородным товарам. Отключить рекламу При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.

При определении рыночных цен товаров, работ или услуг принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок п. Для определения цены для целей налогообложения в п. При использовании метода цены последующей реализации рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации перепродаже , и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.

Затратный метод состоит в том, что рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство приобретение и или реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.

Данные методы используются в случаях: отсутствия на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным однородным товарам, работам, услугам; отсутствия предложения на этом рынке таких товаров, работ или услуг; невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены.

При отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем, применяется затратный метод. Проблема цен между взаимозависимыми лицами не только юридическая, но и экономическая.

Здесь сталкиваются интересы налогоплательщиков и налоговых органов. Налогоплательщик, как правило, может представить достаточно подробную и полную информацию, обосновывающую его позицию по вопросу установления цен.

Но как законодательно будет урегулирован вопрос о возможности использования полученных материалов налоговыми органами при проведении налоговых проверок организации или использовании данных материалов при проведении налоговых проверок других аналогичных организаций?

Каков механизм информирования налоговых органов о политике ценообразования той или иной организации? В настоящее время единственным документом по данной проблеме является учетная политика организации. Как часто организация может менять установленные ею же цены на собственную продукцию?

Раскрыта антиоффшорная направленность нововведений и особый контроль внутрихолдинговых сделок Ключевые слова: холдинг , налогообложение , консолидированная группа налогоплательщиков , взаимозависимые лица , налог на прибыль , оффшор УДК 336.

В течение многих лет развития рыночной экономики в современной России наблюдается масса расхождений между экономическими реалиями и юридическим регулированием различных аспектов хозяйственной деятельности.

Одно из таких расхождений касается регулирования деятельности объединений предприятий, в частности второй стадии по классификации И. Бойко [1]. Укрупнённые экономические субъекты, представляющие собой объединения ряда предприятий в общий отраслевой комплекс, как мезо-уровень регулирования в экономике, существовали ещё при плановом хозяйстве в Советском Союзе.

Состав этих объединений был чётко закреплён и их границы были прозрачны как для макро-регулятора государства , так и для оперативных управляющих.

В современной России объединения предприятий де-факто существуют, а де-юре никак не закреплены законодательно. На данный момент в стране существуют сотни тысяч крупных, мелких и средних объединений предприятий, представляющих собой как холдинго-подобные второй стадии , так и договорные первой стадии структуры.

Такие структуры считаются холдингами и действуют под единым хозяйственным управлением или определяются политикой собственников данных объединений. Такие объединения для широких масс населения и для своих сотрудников могут позиционироваться и как единые группы компаний, или как несвязанные друг с другом хозяйствующие субъекты.

Для государственных регуляторов большинство подобных объединений юрлиц или предприятий предпочитают являть себя отдельными компаниями, что, как правило, даёт этим юрлицам возможности по дополнительной налоговой оптимизации. А для руководящего состава и собственников объединений предприятий-юрлиц не является секретом, что на самом деле управление консолидировано.

Основная зона, где отсутствие формальных холдингов бьёт по экономическим интересам государства, — это налогообложение. Не случайно, что первые за много лет серьёзные попытки формализовать отношения частных предприятий-юрлиц внутри холдинга были предприняты как раз в налоговом законодательстве. Такое активное регулирование способно реализовать такие цели государства как сбор налогов в размере, обеспечивающем минимально необходимый объём государственного потребления и рациональный объем социальных расходов, стабилизация, рост ВВП и т.

Общие Положения о ценах и налогообложении по сути обязывает как жесткие субординированные холдинги, так и распределённые, основанные на неформальных и личных связях, группы компаний контролировать совместно уплачиваемые ими суммы налогов, в частности, налога на прибыль.

Но после 1929 года все эти объединения прекратили своё существование в связи с национализацией предприятий. В экономике СССР средний уровень управления был восстановлен и некоторые черты, характерные для холдингов прослеживались еще в государственных предприятиях СССР [3].

В привычном же понимании частные холдинги получили свое развитие в России только в 90-х гг. В середине 90-х гг. Разделению чаще всего подвергались крупные промышленные предприятия, как с целью выделения отдельных бизнес-процессов для повышения эффективности, так и в связи с тем, что приватизацию по частям проводить проще. Объединение предприятий могло происходить как по отраслевому принципу, для получения синергического эффекта, так и хаотично, без технологических и отраслевых привязок, исключительно по причине наличия у собственника свободных средств.

В связи с появлением холдингов как экономической структуры встала необходимость их формализации и юридического оформления. То есть, трактовка холдинга в данном Указе была не полностью идентичной экономическому представлению о холдингах. Следующим зафиксированным в законах объединением холдингового типа стали ФПГ. Понятие ФПГ предполагалось, с одной стороны, более широким, чем холдинг, а с другой стороны имело одно нехарактерное для холдингов в экономическом смысле ограничение: в ФПГ обязательно должен был входить финансовый институт — банк.

Однако закон о ФПГ оказался слабо взаимосвязанным с другими законодательными актами РФ и не отражал реальной ситуации с объединениями в экономике. В итоге, будучи явлением искусственно придуманным, ФПГ как юридическая форма в экономической практике не закрепилась, а закон был отменён. В 1999 году была предпринята ещё одна попытка законодательно урегулировать деятельность коммерческих объединений предприятий.

В государственную думу был внесён на рассмотрение проект Закона о холдингах. Проект закона включал в себя определение понятия холдингов, их правового положения, прав и обязанностей их участников, порядок и способы создания, реорганизации и ликвидации холдингов и т. Но закон, на первый взгляд, удобный и нужный для всех, в итоге так и не был принят. По мнению П. С 1 января 2012 года вступили в силу изменения в НК РФ, касающиеся особенностей налогообложения взаимозависимых лиц, консолидированных групп налогоплательщиков и контролируемых сделок между ними.

Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Этот раздел устанавливает новые правила контроля сделок между взаимозависимыми лицами. Для всех сделок, доходы и расходы по которым были признаны позднее, действуют положения главы 3. Таким образом, в НК появилось некоторое количество нововведений разной степени значимости. Во-первых, раздел V. Ранее оно определялось ст.

Взаимозависимость между организациями признаётся, если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и или результаты сделок, совершаемых этими лицами, и или экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц.

По сравнению с редакцией до 2011 года включительно, в новой редакции основания для признания физических лиц и организаций взаимозависимыми усложнены и расширены. Сравнивая положения ст.

Если ранее ввиду общих фраз была необходимость прибегать к нормам других законодательных актов, доказывая, что лица взаимозависимы, например, в случае семейного законодательства , то теперь эти пункты подробно прописаны в отдельных статьях. Здесь усматривается определённый антиоффшорный характер законодательных нововведений.

Следует отметить, что само понятие взаимозависимых лиц, применяемое в Налоговом кодексе, значительно шире понятия формального холдинга. В НК учитывается не только имущественная зависимость компаний, но и всевозможные неформальные связи, такие как дружеские, традиционные, возникающие между предприятиями в силу продолжительного сотрудничества, но не закрепленные формальными соглашениями, а также связи делового характера [7], возникающие между людьми в процессе ведения предпринимательской деятельности, в случае, если заключение формальных соглашений невозможно по разным причинам например, запрещено законом.

И сделки между лицами с такими связями подлежат дополнительному государственному контролю [8]. Примечательно, что государство в лице налоговых органов начало интересоваться не только субординированными, но и распределёнными холдингами.

Согласно п. Контроль сделок между взаимозависимыми лицами, то есть, с экономической точки зрения — сделок внутри холдинга, проводится, если сумма доходов превышает 2 млрд руб. То есть, государственному контролю подлежат сделки только внутри относительно крупных групп компаний. Для крупнейших и наиболее жёстких объединений холдингового типа государство ввело процедуру регистрации, в чём-то напоминающую давнюю процедуру создания ФПГ и требования к холдингам в так и не принятом законе.

Консолидированная группа налогоплательщиков КГН регламентируется положениями главы 3. К предприятиям, входящим в КГН, предъявляются определенные требования. Но, в отличие от прежних ФПГ, включавших банк, новые консолидированные группы КГ банков и иных финансовых организаций в своих рядах содержать права не имеют. Срок создания КГ — не менее двух лет. Крупнейшие предприятия имеют ряд преимуществ в части налогового контроля перед предприятиями малого и среднего бизнеса. Если к крупнейшим объединениям применяются хоть какие-то стимулирующие мероприятия — в данном случае возможность образования КГН, то малый и средний бизнес они обошли стороной, так как обычно таковые сделки ими не совершаются, либо сумма оказывается намного ниже установленных критериев.

Тем не менее, сделки между малыми и средними предприятиями подлежат налоговому контролю независимо от величины дохода по такой сделке в случае участия оффшоров и перепродажи товаров работ, услуг через посредников. Поэтому они не получают таких-либо снисхождений, а только жесткий контроль сделок, аналогично применяемый к компаниям, в несколько раз превосходящих их по размеру.

Формализация холдингов в части налогообложения даёт возможность государству регулировать базу по некоторым налогам, в том числе — налогу на прибыль. Часто взаимозависимые лица осуществляют манипулирование трансфертными ценами при осуществлении сделок, тем самым минимизируя свою налоговую нагрузку.

И это понятно: при взаимозависимости лиц цена сделки будет определяться получением общей выгоды для всей группы организаций, а не в целях максимизации прибыли отдельной организации. Так, цена сделки может быть завышена или занижена. В случае групп компаний, при манипулировании трансфертными ценами они стараются перевести значительный объем налоговый базы на то аффилированное лицо, чей налоговый режим является наиболее благоприятным.

В качестве противодействия таким манипуляциям с трансфертными ценами с целью уклонения от уплаты налогов НК РФ определяет ряд сделок, попадающих под контроль налоговых органов.

К ним относятся сделки: свыше 2 млрд руб. Также к контролируемым относятся сделки, один из участников которых входит в Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения офшорные зоны , причем сумма сделки должна превышать 60 млн руб. Разные условия по налогу на прибыль могут быть и в разных регионах.

Например, в РФ есть особые экономические зоны ОЭЗ , предоставляющие льготы резидентам не только в части налога на прибыль, но и налога на имущество, транспортного и земельного налогов. Если одна из сторон сделки является резидентом ОЭЗ, сделка также является контролируемой. Резиденты такой зоны в зависимости от налога могут быть полностью освобождены от его уплаты в срок до 5 лет, либо же частично, когда используется заниженная ставка.

В любом субъекте федерации ставка по налогу на прибыль может быть снижена для отдельных налогоплательщиков [9]. Субъектам РФ предоставлено право понижать ставку налога лишь до определенного уровня, но не устанавливать особый порядок формирования налоговой базы. В частности, такая ставка действует для некоторых предприятий в Ленобласти.

Но такие льготы на налог на прибыль предоставляются только высокобюджетными регионами избранным компаниям, в которых заинтересован регион с точки зрения будущих поступлений, ибо недоуплаченная сумма налога региону никак не компенсируется [10]. По словам М. Различные зоны с заниженными налоговыми ставками являются привлекательными для групп компаний, желающих перевести налоговую базу туда, где действуют наиболее выгодные условия для налогообложения.

С целью предотвращения недополучения сумм налога в бюджет при трансфертном ценообразовании, государство использует особые механизмы контроля ценообразования, позволяющие пресекать манипуляции с ценами в сделках групп компаний.

Такие механизмы были пересмотрены и доработаны в новом разделе НК. Так, осуществляется налоговый контроль над применяемыми организациями в сделке ценами с последующим определения иной цены сделки рыночной цены и доначислением налога. Сами методы установления рыночной цены прописаны в нововведениях НК РФ [8].

К ним относятся: 1 метод сопоставимых рыночных цен; 2 метод цены последующей реализации; 3 затратный метод; 4 метод сопоставимой рентабельности; 5 метод распределения прибыли. Приоритетным методом являются метод сопоставимых рыночных цен, когда на рынке существует хотя бы одна сопоставимая сделка, предметом которой являются идентичные либо однородные товары. Остальные методы используются ввиду невозможности применения первого. Контроль цен ФНС России может осуществляться в отношении следующих четырех налогов п.

Сведения о совершаемых в течение года контролируемых сделках налогоплательщик обязан подать в налоговый орган. Также факт совершения контролируемой сделки может быть обнаружен налоговой инспекцией во время выездной или камеральной проверки. Для контролируемых сделок введён новый тип налоговой проверки, которая может длиться 1 год и 9 месяцев, в то время как максимальная продолжительность налоговой проверки до налоговых нововведений могла составлять лишь 1 год для выездной проверки.

Если при проверке ФНС РФ осуществила в отношении налогоплательщика корректировку налоговой базы и суммы налога п. Симметричные корректировки позволяют уменьшить налоговую базу другого участника сделки исходя из скорректированных цен. Чтобы избежать ценовой проверки налогоплательщики могут заключить соглашение о ценообразовании гл. При его заключении еще до осуществления самой сделки между налоговым органом и налогоплательщиком заранее определена методика определения рыночной цены, которой налоговый орган придерживается на протяжении всего срока действия соглашения — до 5 лет [8] п.

Если такое соглашение заключено, трансфертная цена может быть откорректирована только в случае нарушения условий соглашения. Следует отметить, что соглашение о ценообразовании может быть заключено только с крупнейшими налогоплательщиками.

Это очень трудоемкий и длительный процесс. При заключении соглашения, ФНС тщательно, досконально будет проверять ранее применявшиеся и текущие цены, что может создать риски в отношении прошлых периодов.

20 НК РФ определены взаимозависимые лица для целей . населения, налог на добавленную стоимость, а также прибыль.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Коллегам, продолжающим оптимизировать НДС и налог на прибыль с помощью "серых" контор


Комментарии 1
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий