+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Налоговая система общая характеристика налогов

Общая характеристика налогов, уплачиваемых предприятиями Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:

Общая характеристика налоговой системы

налоговая система общая характеристика налогов
Введение в действие Налогового кодекса РФ является значительным событием на пути построения в России цивилизованной и эффективно.

Специальные налоговые режимы понятие, виды. Общие условия установления налогов и сборов. Информация о налогах. Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом. Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией и Налоговым кодексом. Виды налогов: В соответствии с НК РФ с учетом изменений и дополнений в настоящее время установлены следующие налоги по уровням бюджета.

Федеральные налоги:1 налог на добавленную стоимость;2 акцизы;3 налог на доходы физических лиц;4 налог на прибыль организаций;5 налог на добычу полезных ископаемых;6 водный налог;7 сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;8 государственная пошлина. Региональные налоги:1 налог на имущество организаций;2 налог на игорный бизнес;3 транспортный налог.

Местные налоги:1 земельный налог;2 налог на имущество физических лиц. К специальным налоговым режимам относятся: 1 система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей единый сельскохозяйственный налог, ЕСХН ;2 упрощенная система налогообложения УСН ;3 система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности ЕНВД ;4 система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции СРП ;5 патентная система налогообложения - с 2013 г.

Специальный налоговый режим можно рассматривать в качестве особого механизма налогового регулирования определенных сфер деятельности. При выборе субъекта специального налогового режима, видов деятельности, переводимых на соответствующий режим, должны быть учтены следующие критерии: приоритетность для экономики и социально-экономической безопасности страны; необходимость государственной поддержки, без которой невозможно развитие и нормальное функционирование субъектов; невозможность или сложность точного учета и контроля со стороны налоговых органов за движением наличной денежной выручки, доходов и других объектов налогообложения.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам. Информация о налогах НК гл2 ст16: Информация и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов направляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в Министерство финансов Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также в финансовые органы соответствующих субъектов Российской Федерации и территориальные налоговые органы.

Соседние файлы в предмете Финансовое право.

1. Краткая характеристика действующей налоговой системы России

В современном цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов государства. Налоги стали известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

На начальном этапе развития общества от древнего мира до начала средних веков государство не имело финансового аппарата, способного определить, сколько и каких налогов необходимо собрать. Определялась лишь общая сумма средств, которую желательно было получить; процесс сбора налогов возлагался на город или общину. Региональные и местные органы власти играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

Важное место отводится налогам, как экономическому рычагу, при помощи которого государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия.

С помощью налогов определяются взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам.

В условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства путем предоставления им налоговых льгот. Государство, проводящее в жизнь грамотную налоговую политику, имеет возможность развивать наукоемкие производства и осуществлять ликвидацию убыточных предприятий.

Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права.

Налоговая система в Российской Федерации начала создаваться в 1991 году, когда в декабре был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Эти законы установили перечень налогов, сборов, пошлин и других платежей, поступающих в бюджетную систему России, определили категории налогоплательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. К настоящему времени в некоторые из этих законов внесены изменения и дополнения, некоторые из них утратили силу в связи с введением в действие налогового кодекса Российской Федерации части I и II.

Цель моей курсовой работы — раскрыть сущность налога и дать определение налоговой системы. Для этого, мне так кажется, необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и роль налогов, ввести элементы закона о налоге, выделить виды и функции налогов. А поскольку мы живем в Российской Федерации, то необходимо также рассмотреть классификацию и основные виды налогов в российской экономике.

Чтобы раскрыть понятие налоговой системы нужно ввести понятие налоговой системы, рассмотреть ее задачи, виды налоговых систем, а также выделить основные принципы налогообложения.

Сущность налога Понятие и роль налогов Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и или муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения государственными органами юридически значимых действий в отношении плательщиков сборов.

Налоги устанавливаются законодательной властью в одностороннем порядке. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей далее налоги , а также форм и методов их построения образует налоговую систему.

Объектами налогообложения являются доходы прибыль , стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество физических и юридических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

В России основы налоговой системы закреплены в Налоговом кодексе РФ. Законодательными актами государство устанавливает конкретные методы исчисления и способы уплаты и взимания налогов. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения — это операции по реализации товаров работ , услуг , имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога; налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения; налоговый период — определенный период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате; налоговая ставка — величина налоговых отчислений с единицы объекта налога.

Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой, порядок исчисления налога — конкретный порядок уплаты налога, который устанавливается законодательством о налогах; порядок и сроки уплаты налога - срок, в который должен быть уплачен налог, и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.

Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Второй вид — налоги на товары и услуги: налог с оборота — в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги ; на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие.

Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли.

В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения— к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Различают также твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода Прогрессивные налоги — это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами.

Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков. В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение например, отчисления на социальное страхование или отчисления в дорожные фонды.

ФУНКЦИЯ НАЛОГА В рыночной экономике налоги выполняют столь важнyю роль, что можно с yверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме?

Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Это, конечно, так. Но на первое место следует поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Это функция- экономическая, которая состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, то есть процессы в экономике страны, а так же социально-экономические процессы в обществе.

Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с.

Налоги и налоговая система

Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие.

В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы. Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации.

В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор. Налоговая система - это...

Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов а с 2017 года также страхзносов и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.

Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня: федеральный; местный. Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.

Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня: Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему.

Региональное законодательство включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны. Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления советами депутатов, законодательными собраниями.

Такие документы разъясняют непонятные с точки зрения налогоплательщиков ситуации и могут составляться на основании их обращений. Элементы налоговой системы Российской Федерации Как уже отмечалось ранее, налоговая система РФ, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач.

Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ. В структуру налоговой системы России включены: все налоги, страхвзносы и сборы, принятые на территории нашей страны согласно НК РФ; субъекты обложения налогами и сборами; нормативно-правовая основа; государственные органы власти в области налогообложения и финансов.

Теперь рассмотрим каждый элемент российской налоговой системы более подробно. Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ. Субъектами налогообложения являются налогоплательщики юридические и физические лица и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, уплачивает налоги и сборы.

В качестве примера налоговых агентов можно привести предприятия и организации, которые рассчитывают и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего персонала, а также подают соответствующую налоговую отчетность 2-НДФЛ, 6-НДФЛ после окончания налогового периода года. Федеральная налоговая служба РФ.

Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. Главными функциями ФНС РФ являются: учет плательщиков налогов и сборов; контроль за выполнением требований налогового законодательства; надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности.

ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов. В ее состав входят: Управление в каждом субъекте РФ. Межрегиональные инспекции ФНС по каждому федеральному округу. У них в подчинении находятся межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, по централизованной обработке данных ЦОД , а также межрайонные инспекции.

Какие бывают налоги в РФ Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных.

Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения. Также обособленно выделим страхвзносы и новый экспериментальный режим налогообложения самозанятых лиц, введенный с 2019 года. Подробнее об эксперименте по налогообложению самозанятых читайте здесь. Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся: НДФЛ;.

Финансы и экономика Общая характеристика налоговой системы Введение в действие Налогового кодекса РФ является значительным событием на пути построения в России цивилизованной и эффективно действующей налоговой системы, способствующей реализации фискальных и социально-экономических интересов как государства, так и хозяйствующих субъектов и населения.

Налоговый кодекс устанавливает систему налогов и сборов, общие принципы налогообложения, виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по их уплате, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.

Кодекс регламентирует формы и методы планового контроля, а также ответственность за совершение налоговых правонарушений. Совокупность налогов и сборов, взимаемых государством в установленном порядке, а также формы и методы их построения образуют налоговую систему Российской Федерации. Различают понятия налоговой системы и системы налогообложения.

Дело в том, что система налогообложения понятие более широкое. В отличии от налоговой системы, в которую организационно входят Министерство по налогам сборам и его структурные подразделения, в систему налогообложения как участники входят Федеральная служба налоговой полиции РФ, Государственный таможенный комитет РФ, казначейские органы. Кроме того, законодательно определены лица, содействующие уплате налогов и сборов. Это банки, налоговые агенты и сборщики налогов, суды, арбитраж, нотариальные конторы, предприятия и организации, выплачивающие заработную плату, дивиденды и другие виды доходов, с которых исчисляется, издерживается и перечисляется в бюджет подоходный налог с физических лиц.

Согласно Налоговому кодексу налоги и сборы не могут носить дискриминационный характер и различно применяться исходя из политических, этнических, идеологических и иных различий между налогоплательщиками. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от форм собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. Установлена недопустимость введения налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав. Налоговым кодексом не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории страны товаров или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических и юридических лиц.

Закономерность и четкие методические подходы к функционированию налоговой системы при установлении налогов обеспечиваются требованием определения всех элементов налогообложения. Законодательные и нормативные документы должны быть сфокусированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Федеративный тип государственного устройства России радикально влияет на основы построения налоговой системы.

Необходимость разграничения налоговых полномочий между уровнями власти налоговый федерализм определила трехуровневую структуру налоговой системы.

Это означает, что налоговая система Российской Федерации должна быть такой, чтобы обеспечить достаточную степень самостоятельности соответствующих бюджетов по малого вы м поступлениям. Характеристика действующей налоговой системы и перспектив ее развития во многом зависят от развития бюджетного федерализма в России. Принятием федерального бюджета на 2001 г. Тем не менее сложившаяся система не отвечает основополагающим принципам бюджетного федерализма. Большинство же субъектов РФ и населения страны, напротив, объективно заинтересованы в частичном перераспределении средств между регионами, то есть в повышении доли федерального бюджета в налоговых доходах.

В настоящее время на уровне региональных и местных бюджетов сосредоточено около половины налоговых доходов и расходов консолидированного бюджета Российской Федерации. По этому показателю Россия практически не уступает большинству федеративных государств, а по доле местных бюджетов даже опережает их.

Однако фактически бюджетное устройство России остается крайне централизованным даже по меркам унитарных государств. Расходы многих региональных и особенно местных бюджетов финансируются в большой мере в виде финансовой помощи из федерального бюджета, предназначенной на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, социальные пособия, льготы и т. При этом средств в целом недостаточно. Применяются также безответственные внешние заимствования.

Сложившаяся система бюджетного федерализма в России сегодня уже не отвечает ни современным принципам бюджетного федерализма, ни стратегии развития страны на перспективу. Соответственно неудовлетворительному состоянию бюджетного федерализма трудно строить эффективную налоговую систему. Международный опыт доказывает, что эффективная система бюджетного федерализма, обеспечивающая условия для устойчивого экономического роста и решения социальных проблем, отвечает следующим пяти основным требованиям: должно быть четкое разграничение полномочий между уровнями государственной власти; региональные власти должны обладать в пределах своих территорий и полномочий достаточной степенью автономии в проведении финансово-экономической политики; федеральный центр должен иметь эффективные полномочия по обеспечению единого экономического и правового пространства; региональные власти должны быть поставлены в условия жестких бюджетных ограничений и прежде всего в налоговой области; все эти условия должны быть предметом торга.

Однако, как показали исследования, проведенные в Российской Федерации Организацией экономического сотрудничества и развития, российская система бюджетного федерализма не отвечает на одному из перечисленных требований.

Многие из распространенных проблем бюджетного федерализма в России и подходы к их решению обозначены в Стратегии развития России на период до 2010 г. Они будут конкретизированы в соответствующем разделе готовящейся Правительством Программы социально-экономического развития России на 2002—2004 гг.

Перспективы организованного построения налоговой системы Российской Федерации на ближайшие годы зависят от того, как будет реформироваться система бюджетного федерализма. В части, касающейся налоговых полномочий, необходимо отказаться от унаследованного от советской практики принципа расщепления налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы.

Во-первых, этот принцип не обеспечивает взаимосвязи между уровнем налогообложения и количеством получаемых бюджетных услуг. Во-вторых, получая основную часть доходов от федеральных налогов, региональные власти фактически распоряжаются деньгами не заработанными, как всегда в таких случаях, недостаточно эффективно.

В-третьих, в условиях, когда нормативы отчислений от регулирующих налогов или условия их взимания налоговая база, ставка, льготы могут быть изменены на федеральном уровне, регионы и муниципалитеты лишены долгосрочных стимулов к поддержанию благоприятного инвестиционного климата и наращиванию собственной налоговой базы.

В-четвертых, возникает скрытая конкуренция с федеральными властями за один и тот же объект налогообложения. Конечной целью реформирования налоговой системы в соответствии с развитием бюджетного федерализма должен стать полный отказ от разделения налогов и налоговых поступлений на собственные, закрепленные и регулирующие.

Все налоги и поступления по ним должны считаться только собственными. Рассмотренная перспектива реформирования налоговой системы Российской Федерации, безусловно, предъявляет новые повышенные требования к качеству управления налогообложением в стране.

Требуется новый уровень налогового менеджмента. Источник: Карп М.

Общая характеристика налогов и налогообложения Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Обществознание видеоуроки. НАЛОГИ РФ. #egevarenyeva


Комментарии 0
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий