+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Срок исковой давности по налоговой проверке

При этом исчисление срока давности со следующего дня после окончания *1 Понятие исковой давности к налогам (пеням) в принципе неприменимо, так как оно 87 НК РФ налоговой проверкой могут быть охвачены только три.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Давность взыскания налогов

Каков срок исковой давности для налоговой проверки?

срок исковой давности по налоговой проверке
Исчисление срока давности со дня совершения налогового При этом, факт противодействия налогоплательщика проведению налоговой проверки Что касается срока исковой давности взыскания штрафов, то значение.

КС установил срок давности для налоговых преступлений Текст: Евгений Тарибо советник управления конституционных основ административного права Секретариата Конституционного суда РФ Постановлением от 14 июля 2005 года Конституционный суд РФ признал статью 113 Налогового кодекса РФ не противоречащей Конституции. В соответствии со статьей 113 НК лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено данное правонарушение, истекли три года срок давности.

Поскольку начальный момент течения срока давности сомнений не вызывает, при анализе данной нормы специалисты фокусировали свое внимание на вопросе о том, когда же налогоплательщик считается привлеченным к ответственности за налоговое правонарушение, полагая, что полученный ответ позволит определить момент окончания течения срока давности. По мнению одних, налогоплательщик считается привлеченным к ответственности с момента принятия решения налоговым органом см. Толкование норм налогового законодательства.

Учебное пособие. Под ред. Другие утверждали, что налогоплательщик не может считаться привлеченным к ответственности до вступления в силу решения суда о взыскании санкции см. Между тем данный вопрос актуален скорее для статьи 112 НК, которая признает совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение, обстоятельством, отягчающим ответственность пункт 2 ; лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции пункт 3.

Вопрос о том, когда лицо считается привлеченным к ответственности, связан с применением налоговой санкции, что может иметь место принудительно по решению суда либо добровольно по решению налогового органа. При этом лицо не может считаться привлеченным к ответственности, если, например, после принятия решения суда или налогового органа и до его исполнения вступил в силу закон, устраняющий ответственность за совершенное правонарушение.

Конституционный суд установил, что формулировка статьи 113 НК означает, что в отношении налогоплательщика не может быть запущен процесс привлечения к ответственности после истечения трехлетнего срока давности. Данный процесс имеет несколько стадий и начинается с момента обнаружения правонарушения и составления соответствующего акта, который обладает чертами правоприменительного документа.

Таким образом, акт проверки является конечной точкой для срока давности привлечения к ответственности и, одновременно, выступает начальной точкой отсчета для срока давности взыскания санкции статья 115 НК. При этом взыскание санкции также входит в многостадийный процесс привлечения к ответственности.

Механизм привлечения к ответственности отличается от аналогичного механизма, принятого в уголовном праве. Конституционный суд указал на некоторые отличия ответственности за налоговые правонарушения. Во-первых, налоговые санкции определяются в процентном соотношении от суммы неуплаченного подлежащего уплате налога, а потому могут достигать не ограниченных конкретной суммой размеров.

Во-вторых, санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности, применяются не к должностным или иным лицам, ответственным за надлежащее исполнение налогоплательщиком своих налоговых обязанностей, а к непосредственным участникам налоговых правоотношений. Следовательно, ответственность за совершение налоговых правонарушений носит имущественный характер, ее введение направлено на восполнение ущерба казны от налогового правонарушения.

Некоторые специалисты идут еще дальше, говоря о том, что штраф, недоимка и пени образуют общий налоговый долг налогоплательщика см. Российское налоговое право: проблемы теории и практики.

Важно также отметить, что в налоговом праве истечение срока давности рассматривается как обстоятельство, исключающее ответственность, в то время как в уголовном процессе и административном праве - как обстоятельство, исключающее производство по делу, то есть оно отражает процессуальные последствия данного факта см.

Таким образом, наряду с предельными сроками проверки и хранения отчетной документации, которые защищают налогоплательщика от взыскания недоимок и пеней, выявленных за их пределами, срок давности представляет собой дополнительную гарантию от неправомерного ограничения права собственности, то есть от начисления денежных штрафов в условиях, когда налоговое правонарушение по времени значительно отстоит от факта его обнаружения.

Но если этот факт обнаружен и зафиксирован на основе отчетной документации, хранящейся у налогоплательщика, денежный штраф подлежит взысканию. По мнению некоторых налоговедов, принятая Конституционным судом интерпретация дает налоговым органам возможность заблаговременно прекращать течение срока давности путем составления неполноценных актов проверок и продолжать процесс выявления правонарушений в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля. Однако с такой оценкой нельзя согласиться.

В постановлении подчеркивается факультативный характер таких мероприятий, цель которых - в уточнении обстоятельств, имеющих связь с обнаруженными в ходе проверки правонарушениями. Конституционный суд указал на недопустимость прерывания срока давности такое положение ранее было исключено законодателем. Вместе с тем, если налогоплательщик умышленно препятствует ходу налоговых проверок с целью "вывести" правонарушения за пределы срока давности, возникает необходимость признать уважительными причины пропуска данного срока.

Данный вопрос может быть решен по инициативе налоговых органов арбитражными судами, которые в соответствии с положениями действующего АПК принимают к рассмотрению и рассматривают по существу заявление о взыскании налоговой санкции независимо от пропуска срока давности.

Давность взыскания налогов, пени, штрафов

Давность взыскания санкции и давность привлечения лица к налоговой ответственности: сроки и разница Давность взыскания санкции и давность привлечения лица к налоговой ответственности: сроки и разница Правовой институт давности привлечения к ответственности и давности взыскания штрафов установлен НК РФ и является, прежде всего, гарантией защиты прав налогоплательщика от необоснованного, произвольного преследования со стороны фискальных органов.

Применение данных сроков обусловлено требованиями НК РФ. Данный порядок предполагает и соблюдение всех, установленных законодательством сроков. Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения означает возможность применения к виновному лицу, предусмотренной законодательством ответственности только в пределах установлено срока.

Согласно статье 113 НК РФ, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения, либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года срок давности. Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений.

Исключение составляют правонарушения, предусмотренные статьями 120 и 122 НК РФ, в отношении которых срок давности исчисляется со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода. Таким образом, началом течения срока давности можно считать день совершения налогового правонарушения либо следующий день после окончания налогового периода, в течении которого было совершено правонарушение, а окончанием течения срока давности является дата вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Следовательно, в ситуации, если налоговым органом будет нарушен установленный законодательством трехлетний срок давности, привлечение к ответственности можно считать незаконным. Решение о привлечении к ответственности, принятое с нарушением срока давности, может быть оспорено налогоплательщиком. По общему правилу течение срока давности является непрерывным. Однако, в редакции статьи 113 НК РФ, действующей с 1 января 2007 года, установлено единственное исключение, согласно которому сроки давности могут быть приостановлены.

В данном Постановлении Конституционный суд РФ указал на то, что при рассмотрении дел о налоговом правонарушении, суд, вправе, по ходатайству налогового органа проверить, имели ли место неправомерные действия со стороны налогоплательщика, препятствующие нормальному ходу контрольных мероприятий и направленные на их затягивание по времени.

В случае установления факта воспрепятствования налогоплательщиком осуществлению налогового контроля суд посчитал возможным признавать уважительными причины пропуска налоговым органом срока давности привлечения к ответственности. При этом, суд признал возможность взыскания с налогоплательщика налоговых санкций за те правонарушения, которые выявлены в пределах сроков глубины охвата налоговой проверки на основе анализа соответствующей документации.

Данный вывод Конституционного суда РФ и был закреплен законодательно в положениях пункта 1. Правовым основанием для приостановления сроков давности привлечения к налоговой ответственности является активное противодействие со стороны проверяемого налогоплательщика проведению выездной налоговой проверки, в случае, если такое противодействие стало непреодолимым препятствием для проведения проверки и для определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему РФ.

Следовательно, приостановление сроков давности будет являться обоснованным в случае, если налоговый орган докажет, во-первых, факт активного противодействия проведению проверки, а, во-вторых, что возникшее препятствие является непреодолимыми для проведения проверки и для определения сумм налогов.

Содержание данных понятий непосредственно в пункте 1. Положения данной статьи отсылают нас к норме пункта 3 статьи 91 НК РФ. Данная норма определяет порядок документального оформления факта активного противодействия проведению выездной проверки. Согласно данной норме противодействие проведению проверки может выражаться в воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в помещения за исключением жилых помещений.

Следовательно, любое иное противодействие, имевшее место при проведении налоговой проверки не является основанием для приостановления течения сроков давности. При этом, факт противодействия налогоплательщика проведению налоговой проверки должен быть зафиксирован в соответствующем акте о воспрепятствовании доступу. Данный акт составляется руководителем проверяющей группы бригады.

На акте должны быть проставлены две подписи — руководителя бригады и проверяемого лица. В случае, если проверяемое лицо откажется от подписания акта, на нем делается соответствующая отметка. Соответственно, течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня составления данного акта. В этом случае приостановленный срок давности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки.

Возобновление срока оформляется решением о возобновлении выездной налоговой проверки. Однако, следует обратить внимание на оговорку, которая содержится в пункте 3 статьи 91 НК РФ. В данной норме предусмотрено, что на основании акта о воспрепятствовании доступу, налоговый орган по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате.

Кроме того, в пункте 1 статьи 89 НК РФ установлено, что в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, такая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Из этого, можно сделать вывод, что факт воспрепятствования доступу на территорию налогоплательщика не является препятствием, которое носить характер непреодолимого для проведения выездной налоговой проверки, так как налоговый орган в данном случае не лишен возможности провести выездную налоговую проверку и определить сумму налогового обязательства. Следовательно, само по себе воспрепятствование доступу на территорию налогоплательщика сложно признать достаточным основанием для приостановления срока давности.

На наш взгляд такая неопределенность в основаниях для приостановления срока давности может стать причиной конфликта с налоговыми органами и породит многочисленные судебные споры. При этом, важно знать, что бремя доказывания факта воспрепятствования осуществлению налогового контроля возложено на налоговый орган.

Также следует учесть, что положения статьи 113 НК РФ о приостановлении срока давности распространяются только на проведение выездных налоговых проверок.

При рассмотрении вопроса о сроке давности, установленного статьей 113 НК РФ, представляет интерес возможность применения данного срока в отношении начисления налогов и пени. Из буквального толкования статьи 113 НК РФ следует, что срок давности применяется только в отношении привлечения к ответственности за совершенное правонарушение. Однако, некоторые суды при рассмотрении налоговых споров распространяли установленный статей 113 НК РФ срок давности привлечения к налоговой ответственности на давность взыскания штрафов и пеней, начисленных по результатам налоговых проверок.

ВАС РФ обратил внимание на то, что положения статьи 113 НК РФ о сроке давности применения ответственности не распространяются на доначисление налогов и пеней.

Что касается срока исковой давности взыскания штрафов, то значение данного института раскрыто в статье 115 НК РФ. Срок исковой давности взыскания штрафов можно рассматривать как возможность взыскания в судебном порядке уже примененных штрафных санкций в течении определенного, установленного законодательством срока.

В НК РФ отдельно установлен порядок взыскания штрафов для организаций и индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Согласно положениям статьи 115 НК РФ, налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 НК РФ. Напомним, что с 1 января 2007 года предусмотрен единый бесспорный порядок взыскания штрафов, независимо от их суммы.

Поэтому, судебное взыскание штрафа имеет место тогда, когда налоговым органом пропущены установленные сроки на взыскание штрафов во внесудебном порядке. А именно, в случае, если Решение о взыскании штрафа за счет денежных средств на счетах в банках принимается налоговым органом после истечения установленного срока.

В таком случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с организации или индивидуального предпринимателя суммы штрафа. Заявление в таком случае, может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Кроме того, определяются случаи, когда штрафы с организации или индивидуального предпринимателя могут быть взысканы только в судебном порядке. В частности, в таком порядке штрафы взыскиваются с организации, которой открыт лицевой счет; с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика и пр.

В этом случае, исковое заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя также может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. С физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, штрафы могут быть взысканы только в судебном порядке. Сроки и порядок взыскания штрафа предусмотрены статьей 48 НК РФ.

Согласно положениям данной статьи исковое заявление о взыскании штрафа с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции в течении шести месяцев после истечения срока исполнения требования по уплате налога. Примечательно то, что срок исковой давности взыскания штрафов не является пресекательным.

Это значит, что пропущенный по уважительной причине срок подачи искового заявления может быть восстановлен судом. Какие именно причины признаются уважительными при пропуске срока в законодательстве не определено. Поэтому, при восстановлении пропущенного срока налоговый орган должен не только назвать причину такого пропуска, но и доказать ее уважительный характер.

В статье 115 НК РФ установлен также порядок предъявления ко взысканию штрафов в случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела в отношении налогоплательщика. Так, в случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела в отношении налогоплательщика, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Следует учесть, что особые правила исчисления срока давности взыскания штрафов применяются только по налоговым санкциям с физических лиц. Это обстоятельство обусловлено тем, что организация и ее должностные лица привлекаются к ответственности независимо друг от друга.

Данный вывод подтверждается п. Обобщая сказанное, можно отметить, что срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения отличается от срока исковой давности взыскания штрафа тем, что первый установлен для применения мер ответственности, а второй срок установлен для обращения ранее наложенного штрафа ко взысканию. Срок давности привлечения к ответственности составляет три года.

Срок исковой давности для взыскания штрафа составляет шесть месяцев после истечения срока, установлено в требовании на его уплату. Срок взыскания штрафа может быть восстановлен судом при наличии уважительных причин такого пропуска. Нас рекомендуют.

Исчисление срока давности со дня совершения налогового При этом, факт противодействия налогоплательщика проведению налоговой проверки Что касается срока исковой давности взыскания штрафов, то значение.

КС установил срок давности для налоговых преступлений

Вопрос относительно сроков давности для проведения проверок и начисления штрафов и пени уже давно является спорной темой для предприятий и контролирующих органов. Ведь в ГКУ четко определен срок исковой давности в суд — три года. Поэтому есть привязка к этому сроку, за который налоговые органы могут налагать штрафы на предприятие.

Однако есть случаи во взаимоотношениях между предприятиями и налоговиками, когда сроки давности в три года не действуют. Рассмотрим их в статье. Проведение проверок и хранение первичных документов Подпунктом 20. Налогоплательщик обязан предоставить должностным служебным лицам контролирующих органов в полном объеме все документы, принадлежащие или связанные с предметом проверки.

Такая обязанность возникает у налогоплательщика после начала проверки п. Согласно п. Вместе с тем п. Налогоплательщики обязаны обеспечить хранение документов, определенных в п. Указанные юридические лица обязаны обеспечить сохранность документов, которые накопились за время их деятельности, до проведения экспертизы их ценности в порядке, установленном настоящим Законом , и в течение года со дня регистрации этих юридических лиц в установленном законодательством порядке согласовать свою номенклатуру дел с одним из государственных архивных учреждений или архивным отделом городского совета.

В случае ликвидации указанных юридических лиц ликвидационные комиссии обязаны обеспечить сохранность их архивных документов по согласованию с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере архивного дела и делопроизводства, или уполномоченным им архивным учреждением определить место дальнейшего хранения архивных документов этих юридических лиц все первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерскую отчетность и другие документы, связанные с начислением и уплатой налогов и сборов обязательных платежей за период 1095 дней, предшествующих дате последней хозяйственной операции, — на протяжении трех лет со дня сдачи в архив, документы о начислении и выплате заработной платы наемным работникам — на протяжении семидесяти лет.

Если документы, определенные в п. Следовательно, документы, связанные с начислением и уплатой налогов и сборов, должны храниться 3 года. После истечения сроков хранения документов субъект хозяйствования в установленном законодательством порядке передает их в архив.

Таким образом, поскольку предельные сроки проведения проверок контролирующим органом в НКУ установлены лишь для определения денежных обязательств, то налоговики в своих разъяснениях трактуют это как то, что проверку можно осуществлять без учета предельных сроков.

При этом денежное обязательство налогоплательщика определяется контролирующим органом только за определенные НКУ периоды вопрос-ответ из раздела 136. Штрафы Пунктом 102. А именно согласно п. При этом необходимо помнить, что в случае представления налогоплательщиком уточняющего расчета к налоговой декларации контролирующий орган имеет право определить сумму налоговых обязательств по такой налоговой декларации на протяжении 1095 дней со дня представления уточняющего расчета.

Пунктом 102. Учитывая указанное, денежное обязательство налогоплательщика определяется контролирующим органом только за определенные НКУ периоды. Однако это не касается начисления пени.

Пеня Что касается начисления пени, то в своей консультации вопрос-ответ из раздела 138.

Сроки исковой давности по налогам для физических и юридических лиц

Справка Срок исковой давности по налогам — это период времени, когда налоговый орган вправе принудительно взыскать задолженность по уплате налогов. Однако у плательщиков довольно часто образуются задолженности по налоговым платежам. Поэтому важно разобраться в том, есть ли срок давности по налогам для физических и юридических лиц и какие в этом вопросе есть нюансы.

КонсультантПлюс БЕСПЛАТНО на 3 дня Получить доступ Что такое срок исковой давности по налогам Налоги — это обязательные, так называемые индивидуально-безвозмездные денежные платежи, которые взимают с организаций, физических лиц, а также ИП, чтобы обеспечить деятельность государства и или муниципальных образований. Задолженность образуется при несоблюдении сроков их уплаты, которые устанавливаются по каждому платежу в соответствующих главах части 2 НК.

Их изменение происходит в порядке, описанном в гл. При нарушении установленных периодов уплачивается пеня ст. Когда сумму платежа рассчитывает ИФНС например, это земельный или транспортный платежи , его оплата обязательна после получения соответствующего уведомления в течение месяца со дня его получения.

Большая длительность предусматривается в самом уведомлении. Исковая давность, предусмотренная гл. Срок давности по налогам физических лиц При задолженности физического лица ему независимо от факта привлечения к ответственности за налоговые нарушения направляют требование об уплате налога. Оно содержит информацию: о сумме долга; размере пеней на момент его направления ; периоде его исполнения восемь рабочих дней с даты получения, если не указано иное ; взыскательных и обеспечительных мерах, которые будут использованы при игнорировании требования; основаниях взимания платежа и законодательных периодах его уплаты.

Его направляют либо не позже трех месяцев со дня выявления недоимки это следующий день после наступления даты внесения платежа , либо в пределах года от этого дня когда сумма неуплаты меньше 500 руб.

Соответствующее требование налогоплательщику по результатам налоговой проверки направляют в течение 20 рабочих дней с момента вступления в силу решения. Налоговая проверка бывает: камеральной — сотрудники ИФНС проверяют предоставленные налогоплательщиком декларации, расчеты и др. Налоги за недвижимость или транспорт, которые платят физлица, исчисляются ИФНС не более чем за три налоговых периода перед календарным годом, когда направлено уведомление об их оплате.

Таким образом максимальная сумма долга, которая может прийти по названным платежам в 2019 году, будет состоять из слагаемых за 2016, 2017 и 2018 года. Срок давности по уплате налогов физическим лицом зависит от суммы долга: если задолженность больше 3000 руб. В пределах указанных периодов налоговики подают иск о взыскании налоговой задолженности в суд общей юрисдикции ст.

Пропуск сроков означает, что задолженность признается безнадежной и на этом основании списывается по надлежащему заявлению в ИФНС или суд. Когда ИФНС уже подала в суд, там также нужно заявить о пропуске, подав ходатайство. Пропущенный по уважительным причинам срок может быть восстановлен. Срок исковой давности по налогам юридических лиц Юридическим лицам при недоимке поступает требование об уплате налога в аналогичном с физлицами порядке и в периоды, которые указаны выше.

Его игнорирование чаще всего означает взыскание долга без суда в бесспорном порядке. Есть случаи, когда возможно только судебное взыскание, они указаны в п. Например, когда с лицевых счетов компаний взыскивают сумму более 5 000 000 руб. С юрлица недоимка взимается в режиме ст. Первоначально налоговики посылают в банки, где находятся счета должника, инкассовые поручения о списании с них средств.

Это происходит на протяжении двух месяцев после истечения времени исполнения требования. При пропуске указанного времени налоговики уже не смогут бесспорно взыскать деньги со счетов. При этом срок исковой давности по уплате налогов составляет полгода. Причем суд оценит как правомерность начисления, так и правильность расчета платежа. Нехватка средств на счетах в течение года по прошествии периода требования порождает постановление ИФНС о взыскании долга за счет имущества, которое направляется в подразделение судебных приставов.

Если этот период пропущен, налоговики могут получить задолженность через суд в пределах двух лет. Указанные правила распространяются и на ИП. Давность по налоговым нарушениям Названная давность аналогична рассмотренной выше при взыскании налогового долга по правилам и длительности. Давность привлечения к ответственности — это временной отрезок, когда ИФНС начисляет штраф. Он равен трем годам с момента совершения нарушения либо после окончания налогового периода, если речь идет о ст.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Мы узнаем о неточности и исправим её. Вам может быть интересно:.

Срок исковой давности по правонарушениям, связанным с уплатой налогов, начинается с налогового периода, следующего за тем.


Комментарии 3
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий