+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Постановление конституционного суда 2 п о пенсиях

Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от N 2-П установил, что нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Пенсионная реформа не спасет стареющую Украину, – "Красная карточка" №925 [русс. 12.06.2019]

Вопросы пенсионного обеспечения в решениях Конституционного Суда Российской Федерации

постановление конституционного суда 2 п о пенсиях
Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от N 2-П установил, что нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в.

Технология пенсионного обмана Технология пенсионного обмана Я, Надежда Николаевна Кудряшова, пришла к выводу о массовом обмане пенсионеров России Правительством РФ, Пенсионным Фондом России и укрывательстве этого преступления прокуратурой и судами. После незаконного административного наказания решение по нему стало основанием для принятия моего заявления в Страсбургском суде, заявлений в Тверской суд г. Москвы , стало ясно : власть в России направлена на уничтожение прав Русского и Коренных народов России.

А поэтому считаю своим долгом предложить людям на рассмотрение мои выводы о пенсионном исчислении, требуемого для выполнения в полном объеме обязательств УПФ РФ перед пенсионерами без частных случаев.

Точкой отсчета немыслимого ограбления пенсионеров является 2002г. Историческая справка. Пенсионное обеспечение в ред. Закона РФ от 25. Статья 242. Пенсии по старости в ред. Размер пенсии по старости составляет от 55 до 75 процентов заработка в зависимости от продолжительности трудового стажа.

Пенсионный фонд осуществляет государственное управление... Вот откуда начинается необходимость исчисления пенсий в связи с ростом заработной платы в стране. Раз Пенсионный фонд при его открытии взял на себя такое обязательство - исчисляй пенсию в связи с ростом заработной платы в стране! В период с 2002 г. Выросли ли пенсии с 2002г. Пенсии выросли не более чем в 4 раза. В законе сказано, что коэффициенты индексации утверждает Правительство РФ.

Только в Положении о пенсионном фонде то есть - на бумаге. Обратитесь к закону от 20. Исчисление и увеличение пенсий в связи с ростом заработной платы в стране. В судебном разбирательстве стоит акцентировать, что в момент введения действующего пенсионного законодательства с 01.

И утверждение Правительством размера средней заработной платы для исчисления пенсии как указано в 340-1 законе было отменено, стала применяться средняя заработная плата по РФ за квартал до назначения пенсии по справке статуправления РФ.

Она заказывается в статуправлении поквартально; увеличение пенсии- ее индексация- должна производиться после роста ср. Каждый пенсионер имеет собственные составляющие для исчисления пенсии.

Это: -коэффициент отношения заработных плат. Однако, в районах с повышенным северным районным коэффициентом этот коэффициент умножается на величину северного районного коэффициента.

Максимальный - 0,7. Посчитаем без учета индивидуальных данных каждого пенсионера: на 31. Замените коэффициенты на свои личные и узнаете свою пенсию.

В силу закона ОТ 20. В судебном порядке имеется реальная возможность перерасчета за весь период с 2002г. В следующей статье рассмотрим другие возможности судебного рассмотрения увеличения Ваших пенсий и подводные камни Пенсионного фонда.

Барнаул Н. Кудряшова Я не являюсь работником Пенсионного фонда. Необходима усидчивость, чтобы пришло мозаичное понимание технологии обмана. Повторяю, что статья - лишь мое видение проблемы, как я ее понимаю. В первой статье часть 1 было изложено исчисление пенсии по Закону от 20. Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признается труд и его результаты. Размер пенсии. Пенсия устанавливается в размере 55 процентов заработка раздел VII Закона и, сверх того, один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии статьи 10, 11 и 12 Закона.

При назначении пенсии в соответствии со статьями 12 и 14 Закона увеличение ее размера на один процент заработка производится также за каждый полный год специального трудового стажа сверх необходимого для установления пенсии. Определение, перерасчет, индексация и корректировка размеров трудовых пенсий 1.

Размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение о назначении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день. Таким образом и происходит неполное применение без использования п. В связи с введением в действие настоящего Федерального закона осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации преобразования в расчетный пенсионный капитал...

Кроме того, коэффициенты индексации роста средней заработной платы по стране, утвержденные Правительством, колоссально отстают с 2002г.

Барнауле- пенсионерам - бесплатно. По практическому применению в судебных разбирательствах имеется положительный опыт разрешения исковых требований с 1. Расчеты прилагаются с исковым. Рассчитать эти суммы можно в принципе самому. Это один из наработанных положительных опытов судебного разрешения увеличения пенсий. Как следует из правовой позиции, приведенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, в Российской Федерации не должны издаваться законы, вносящие произвольные изменения в действующее правовое регулирование, поскольку тем самым нарушался бы принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и вопреки требованию статьи 21 часть 1 Конституции Российской Федерации умалялось бы достоинство личности.

И потому введение нового закона по пенсиям т. Кроме того, Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации Постановлением от 17 октября 2003 года N 70 утвердило разъяснение "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 ноября 2003 года, N 5280 ,в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Применение для оценки пенсионных прав расчета пенсии закона РФ от 20. Исчисление пенсии из заработка и установление ее в твердых суммах. Как заработок прошлого тысячилетия перевести в современность? А в силу см. Часть 1 закона от 20. Напомню, что по Закону РФ от 20. Выплата пенсии, не полученной пенсионером своевременно... Суммы пенсии, не полученные своевременно по вине органов, назначающих или выплачивающих пенсию, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

В силу ст. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством РФ. Вместе с тем, осуществляемое федеральным законодателем правовое регулирование, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 10 июля 2007 года N 9-П, должно базироваться на конституционно значимых принципах пенсионного обеспечения.

Основания для пенсионного обеспечения. Основаниями для пенсионного обеспечения являются: достижение соответствующего пенсионного возраста... Распространение социального страхования на всех работников Все работники подлежат обязательному государственному социальному страхованию.

Статья 238. Виды обеспечения по государственному социальному страхованию в ред. Законодательство Российской Федерации о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается и выплачивается в соответствии с настоящим Федеральным законом. Основные понятия, используемые в целях настоящего Федерального закона. Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют :граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется: 5 гражданам, указанным в подпункте 11 пункта 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 с применением пункта 4 статьи 17 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости инвалидности или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 с применением пункта 4 статьи 17 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца.

Например, исчисление трудового стажа производится с включением в него нестраховых периодов, как учеба. Расчет производить не будем. Вероятнее всего, никто о таком и не слышал. Расчет без учета других индивидуальных данных - р. С учетом районного коэф-та- еще больше! Что и является основанием для введения непосредственной власти народа см.

Технология пенсионного обмана

Обновлено 19. О ретроспективном характере современного пенсионного права. С 1 января 2015 г. Ровно такая же возможность теперь существует и для стажа на соответствующих видах работ, необходимого для определения права на досрочное назначение страховой пенсии части 3 и 4 статьи 30 Закона N 400-ФЗ.

Данный порядок подсчета страхового стажа подразумевает возможность учета приобретенных гражданином периодов работы и или иной деятельности по нормам того "старого" правового регулирования, которое действовало именно во время приобретения соответствующих пенсионных прав. Такой механизм можно назвать ретроспективно-последовательным линейным порядком исчисления стажа, при котором периоды стажа рассматриваются и соотносятся с правовым регулированием, применявшимся исключительно в период выполнения той или иной работы или деятельности.

Иными словами, соответствующие периоды могут учитываться при подсчете страхового стажа гражданам, которые их приобрели в период применения впоследствии утратившего силу законодательства, но положения этого законодательства не могут распространяться на периоды стажа, которые также имели место ранее, но до вступления его в силу. Это очень важно в условиях неоднократного изменения правил исчисления стажа, что, как раз, характерно для пенсионной системы нашей страны.

Ретроспективно-последовательный порядок исчисления стажа, как законодательно закрепленный, может действовать в отношении любого правомочного застрахованного лица, который обратился за назначением страховой пенсии, если это ему выгодно. Правоприменитель должен знать решения КС РФ, в которых рассматривается пенсионное законодательство, поскольку исходя из правовой природы этих решений они реально участвуют в процессе правового регулирования, влияют на права граждан, формируют правоприменительную практику и часто направлены на изменение законодательства.

Влияние федерального конституционного правосудия на пенсионные права граждан. Напомним, что КС РФ в названном Постановлении исследовал вопросы соответствия Конституции Российской Федерации норм вступившего в силу с 1 января 2002 г. Федерального закона от 17 декабря 2001 г. В результате КС РФ признал нормы Закона N 173-ФЗ в той части, в какой они при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. Основанием для такого решения явилась выработанная Судом правовая позиция, исключительно важная для пенсионного правоприменения, о том, что соответствующие нормы Закона N 173-ФЗ по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично.

Тем самым эти нормы не препятствует гражданину исчислить стаж по нормам ранее действовавшего законодательства. При этом КС РФ установил, что конституционно-правовой смысл рассмотренных норм Закона N 173-ФЗ, выявленный в Постановлении, является общеобязательным, что исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике.

N 2-П" сообщило в адрес органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о том, что при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и или стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Закона N 173-ФЗ, может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 г. N 321. В итоге гражданин имеет право на исчисление периодов стажа, приобретенных до 1 января 2002 г.

Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. Такой механизм подсчета стажа можно назвать ретроспективно-статичным фиксированным , поскольку в этой ситуации при исчислении стажа применяется законодательство, действовавшее до конкретной даты, с которой сменилось правовое регулирование, а не все пенсионные законы, которые применялись в период трудовой жизни человека.

На практике совокупность двух названных порядков ретроспективно-последовательного и ретроспективно-статичного позволяет в полной мере обеспечить выполнение одного из основных принципов пенсионного права, сформулированного в том числе и в решениях КС РФ, - сохранения приобретенных пенсионных прав, предоставить гражданину наиболее выгодный вариант пенсионного обеспечения.

Вместе с тем в правоприменительной практике действуют эти механизмы независимо друг от друга, для их одновременного применения при рассмотрении одного пенсионного юридического дела к примеру, применение при исчислении страхового стажа гражданина ретроспективно-последовательного порядка, а при подсчете его же стажа на соответствующих видах работ - позиции 2-П оснований не имеется.

Следует иметь в виду, что названные механизмы различаются с точки зрения возможности их применения к конкретному пенсионному юридическому делу заинтересованного лица. Первый из них - ретроспективно-последовательный закреплен в Законе N 400-ФЗ, что, как отмечалось выше, позволяет его использовать при наличии правовых оснований в целях установления пенсии при соблюдении одного единственного условия - наличия выгоды для правомочного гражданина. Второй же из них - ретроспективно-статичный более сложен в применении, это объясняется тем, что он вытекает из решения КС РФ и обусловливается его правовой позицией.

Поэтому целесообразно сформулировать базовые принципы применения Постановления 2-П при осуществлении пенсионного обеспечения.

Еще раз внимательно посмотрим на правовую позицию 2-П: соответствующие нормы Закона N 173-ФЗ по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично.

Тем самым эти нормы не препятствуют гражданину исчислить стаж по нормам ранее действовавшего законодательства. Таким образом, мы видим, что, во-первых, эта позиция распространяется на условия пенсионного обеспечения, которые существовали до изменения положений пенсионного законодательства, новые нормы не могут ухудшать то, что было до их введения в действие, во-вторых, принципиально важно, что на данные условия гражданин должен был рассчитывать то есть не только знать или догадываться об оных, но и осознавать, надеяться, что они будут к нему применяться, поскольку он во время приобретения стажа подпадал под действие российского режима обязательного пенсионного страхования пенсионного обеспечения.

И, наконец, в-третьих, не имеет правового значения, был ли на дату изменения правового регулирования выработан по нормам прежнего пенсионного законодательства заинтересованным лицом стаж, требуемый для определения права на пенсию, полностью или частично. Итак, принимая во внимание изложенное выше, к названным принципам следует отнести следующие основные положения. Учет правовой позиции 2-П только в отношении условий пенсионного обеспечения, которые существовали по состоянию на 31 декабря 2001 года.

Иными словами, если в отечественное пенсионное законодательство начиная с указанной даты были введены нормы, устанавливающие новые условия установления пенсий, то Постановление 2-П их не затрагивает. Здесь одним из самых явных примеров является отсутствие правовых оснований для подсчета "северного" и страхового стажа с применением позиции 2-П при определении права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях норма об установлении, в тот период согласно используемой терминологии, повышенного фиксированного базового размера страховой части и трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим требуемый "северный" и страховой стаж, вступила в силу в рамках действия Закона N 173-ФЗ с 1 января 2008 года.

Также в данном случае показательной является ситуация с исчислением страхового стажа военным пенсионерам, претендующим на назначение страховой пенсии по старости без фиксированной выплаты. Право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", и страховой пенсии по старости без фиксированной выплаты ранее - страховой части трудовой пенсии по старости было предоставлено военным пенсионерам на основании Федерального закона от 22 июля 2008 г.

N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", действия которого в этой части распространялись на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года. В этой связи позиция 2-П при исчислении страхового стажа военным пенсионерам в целях назначения им страховой пенсии без фиксированной выплаты не применяется.

Это же справедливо и по отношению к иным ситуациям, когда право на российскую страховую пенсию было предоставлено отдельным категориям лиц после 31 декабря 2001 года.

Применение правовой позиции 2-П в отношении лиц, которые рассчитывали на условия пенсионного обеспечения, закрепленные в законодательстве, действовавшем по состоянию на 31 декабря 2001 года.

Этот принцип касается круга лиц, при осуществлении пенсионного обеспечения которых возможен учет Постановления 2-П. Здесь главное помнить, что рассматриваемая правовая позиция может действовать исключительно в отношении тех граждан, на которых распространялось пенсионное законодательство Российской Федерации до 1 января 2002 года.

Если же гражданин не подпадал под действие российского правового регулирования в области обязательного пенсионного страхования пенсионного обеспечения , то, следовательно, он не мог надеяться и рассчитывать на применение к себе условий и норм пенсионного обеспечения, предусмотренных в Законе N 340-1, поэтому правовая позиция 2-П к такому гражданину применяться не может.

Иначе говоря, в данном случае речь идет о категориях застрахованных лиц, рассчитывавших на пенсионное обеспечение по нормам Закона N 340-1 в силу своего постоянного проживания в России, осуществления на ее территории трудовой и или иной общественно-полезной деятельности, и которые в этой связи подпадали во время соответствующей деятельности под действие правил обязательного пенсионного страхования пенсионного обеспечения в нашей стране, тем самым приобретали пенсионные права и имели возможность их реализации в условиях действия Закона 340-1 могли иметь право на пенсию.

Например, в соответствии с положениями статьи 4 Закона N 340-1 основным условием предоставления права на пенсию иностранным гражданам и лицам без гражданства являлось постоянное проживание в России. Поэтому иностранцы и апатриды, которые переехали на постоянное место жительства в Россию после 31 декабря 2001 г.

Возможность исчисления страхового стажа согласно действовавшему на 31 декабря 2001 г. Для применения позиции 2-П совершенно неважно - 2 года стажа приобрел до 1 января 2002 г. Исходя из изложенных принципов и рассматриваются конкретные вопросы, возникающие в правоприменительной практике.

Правоприменитель всегда должен выбрать ту норму, которая подходит и тем самым должна регулировать соответствующую жизненную ситуацию. Для этого устанавливается тождество между жизненными обстоятельствами и юридическими фактами, которые необходимы для возникновения соответствующих пенсионных правоотношений.

Во-первых, автор анализирует цели закрепления этих полномочий, которые являются как общими определить порядок исполнения решений наднационального органа; оформить отказ исполнять это решение; найти баланс интересов , так и различными согласовать толкование Европейской конвенции по правам человека Европейским судом по правам человека и российскую Конституцию или ее толкование Конституционным Судом Российской Федерации для этих законов.

Во-вторых, сравниваются процедуры, введенные для осуществления этих полномочий: обращение суда о конституционном контроле применяемого им закона; запрос о толковании Конституции; дела о возможности исполнения решения наднационального органа. Ключевые слова: Конституционный Суд Российской Федерации, Европейский суд по правам человека, возможность исполнения решения, порядок исполнения решения, юридическая сила Конституции.

The Constitutional Court of the Russian Federation in the implementation of the decisions of the European Court of human rights: recent legislative changes Участие Конституционного Суда РФ в исполнении решений Европейского суда по правам человека: последние законодательные изменения The powers given to the Constitutional Court of Russian Federation by the federal constitutional laws of the 4 june 2014 of the 14 december 2015 are compared.

Firstly the author analyzes the aims of the consolidating of these powers which are the same determine the procedure of the execution of the decision of the international instance; formalize the refuse to execute that decision; search the balance of the different interests or differs to coordinate the interpretation of the European Convention of human rights by the European Court of human rights and the Russian constitution or its interpretation of the by the Constitutional Court of Russian Federation for these laws.

Secondly the procedures fixed for execution of these powers are analyzed: consideration of cases on constitutionality of laws at requests of courts; consideration of cases on interpretation of the Constitution of the Russian Federation; consideration of cases on the possibility of the execution of the decision of the international instance.

Key words: the Constitutional Court of Russian Federation, European Court of human right, the possibility of the execution of the decision, the procedure of the execution of the decision, legal force of the Constitution. Этот Закон внес изменения в ст. N 27-П. ФКЗ от 04. Данные изменения оказались недостаточными, и был принят еще один Федеральный конституционный закон от 14 декабря 2015 г.

Данный Закон включил в главу 14 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", закрепляющую полномочия по толкованию Конституции, положения, предусматривающие осуществление толкования в "целях устранения неопределенности в их понимании с учетом выявившегося противоречия между положениями международного договора Российской Федерации в истолковании, данном межгосударственным органом по защите прав и свобод человека, и положениями Конституции Российской Федерации применительно к возможности исполнения решения соответствующего межгосударственного органа".

Также была введена глава 13. Два названных Закона, принятые с небольшим временным промежутком, еще раз демонстрируют, что невозможно абсолютно точно представить себе все направления развития регулируемого объекта уже в силу динамики общественных отношений. Потребность в принятии данных Законов возникла в связи с признанием в практике ЕСПЧ нарушающими конвенционные права заявителя положений законов, в том числе тех, которые были уже признаны Конституционным Судом не нарушающими конституционных прав граждан.

С учетом сходства положений Европейской конвенции о защите прав и свобод человека и гражданина и главы 2 Конституции России встает вопрос о порядке исполнения этих решений. В связи с этим Конституционному Суду были предоставлены полномочия, о которых говорилось выше. Интересно проанализировать предназначение и правовое регулирование этих полномочий с учетом последовательности во времени их появления. Споры о соотношении Конституции России и Европейской конвенции о защите прав человека: можно ли избежать цугцванга?

Дело Маркина. Европейский суд по правам человека и Конституционный Суд Российской Федерации: диалог или конфронтация?

Думается, что введенные процедуры преследуют схожие цели. Зорькин, за решениями, предполагающими введение этих процедур, "стоит вовсе не оппозиция Европейскому суду, а, напротив, желание подстраховаться от ситуаций, чреватых серьезным осложнением отношений России С ЕСПЧ и в целом с Советом Европы".

Вайпан, А. Маслов видят в решении по "делу Маркина" прагматический подход, который предполагает, что судья должен "стремиться к взаимоприемлемым решениям отдельных проблем". Конечно, есть и несовпадающие цели: новая редакция ст. Главы 13. Определенные различия задает то, что для этих реформ были выбраны разные категории дел.

Первая была вписана в уже существующую категорию "рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов", вторая - соответственно "рассмотрение дел о толковании Конституции Российской Федерации".

Также для второй реформы была введена самостоятельная категория "Рассмотрение дел о возможности исполнения решений межгосударственного органа по защите прав и свобод человека". Представляется, что отличие между текстами данных законодательных положений связано не только с их сутью, но и с отличием формулировок. Суд обращается с запросом о проверке конституционности закона; федеральный орган исполнительной власти, наделенный компетенцией по защите интересов Российской Федерации при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб против Российской Федерации в настоящее время это Минюст РФ - с вопросом о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека ст.

При этом очевидно, что во всех случаях проверка конституционности закона и толкование Конституции нужны именно для определения порядка исполнения решения ЕСПЧ, о чем, в частности, сказал Конституционный Суд в Постановлении от 6 декабря 2013 г. Очевидно, не предполагается, что, указав на возможность или невозможность исполнения решения, Конституционный Суд может этим и ограничиться.

Также, поскольку обращение в Конституционный Суд является следствием наличия подлежащего исполнению решения ЕСПЧ, понятно, что результатом должны стать какие-то выводы о порядке его исполнения, что и было осуществлено в Постановлении от 19 апреля 2016 г. N 12-П. То есть в Законе в ст. Поскольку очевидно, что итоговое решение Конституционного Суда всегда имеет какие-то практические последствия, можно предположить, что не противоречащий Конституции порядок исполнения решения должен быть обеспечен и при применении ст.

Отсюда разница заключается лишь в степени подробности регулирования, которое становится более конкретным. Думается, что формулировка абзаца 2 ст. Ее можно истолковать следующим образом: поскольку Конституция обладает высшей юридической силой в российском правопорядке, суд не может нарушить ее, исполняя решение ЕСПЧ. Поэтому он просит Конституционный Суд сказать, как он должен исполнить это решение, не входя в противоречие с Конституцией.

Тем не менее думается, что ст. Таким образом, положения, введенные первым и вторым законами, различаются как по сути, так и по юридической технике. При этом следует также учитывать, что второй реформой введена не одна, а сразу две процедуры.

Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от N 2-П установил, что нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2015 г. N 29-П г. Санкт-Петербург "по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Н. Зорькина, судей К. Арановского, А. Бойцова, Н. Бондаря, Г. Гаджиева, Ю. Данилова, Л. Жарковой, Г. Жилина, С. Казанцева, М. Клеандрова, С. Князева, А. Кокотова, Л. Красавчиковой, С. Маврина, Н. Мельникова, Ю.

Рудкина, О. Хохряковой, В. Ярославцева, руководствуясь статьей 125 часть 4 Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 47[1], 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина Н. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации оспариваемое заявителем законоположение. Заслушав сообщение судьи-докладчика Ю. Рудкина, изучив представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации установил: 1.

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Шматков в связи с привлечением его к уголовной ответственности был отстранен от работы в должности директора Темиртауского филиала банка с приостановкой выплаты заработной платы с указанной даты до окончания следствия по делу. Поводом для издания приказа послужило постановление следователя УВД города Новосибирска от 17 января 1995 года о возбуждении в отношении Н. Шматкова уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного частью третьей статьи 159 УК Российской Федерации мошенничество.

Предварительное следствие и судебное разбирательство по данному уголовному делу длились с 1995 по 2006 год. При этом в рамках производства предварительного следствия в качестве меры пресечения в отношении Н. Шматкова применялась подписка о невыезде, за исключением периода с 3 апреля 1998 года по 17 мая 1999 года, когда он содержался под стражей.

Приговором Центрального районного суда города Новосибирска от 25 августа 2006 года, вступившим в законную силу 16 октября 2006 года, Н. Шматков был оправдан по предъявленному обвинению в связи с отсутствием в его действиях состава преступления и за ним признано право на реабилитацию.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 24 мая 2007 года Н. Шматкову был восстановлен трудовой стаж за период с 26 января 1995 года по 24 мая 2007 года, а решением Октябрьского районного суда города Новосибирска от 19 октября 2009 года - за период с 25 мая 2007 года по 19 октября 2009 года.

Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Новосибирска по предложению Центра занятости города Новосибирска с 3 ноября 2010 года Н. Шматкову была досрочно назначена трудовая пенсия по старости. Поскольку страховая часть пенсии была рассчитана только за период до 31 декабря 2001 года, Н. Шматков обратился в Октябрьский районный суд города Новосибирска с иском о восстановлении своих пенсионных прав, в частности о включении в страховой стаж периода с 1 января 2002 года по 2 ноября 2010 года, перечислении на его индивидуальный лицевой счет в Пенсионном фонде Российской Федерации денежных средств в порядке исполнения за страхователя обязанности по уплате страховых взносов за указанный период и произведении перерасчета пенсии.

Решением Октябрьского районного суда города Новосибирска от 30 октября 2012 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 19 февраля 2013 года, в удовлетворении исковых требований Н. Шматкову было отказано со ссылкой на отсутствие оснований для включения в страховой стаж истца периодов, не относящихся к указанным в статье 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периодам работы и или иной деятельности, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также к иным периодам, засчитываемым в страховой стаж в соответствии со статьей 11 того же Федерального закона.

При этом суд отметил, что действия и решения государственных органов не препятствовали ему осуществлять трудовую деятельность, доказательств же невозможности поступить на работу в результате уголовного преследования им не представлено. В передаче кассационной жалобы Н. Шматкова на указанные судебные постановления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отказано определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2013 года, письмо Заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации от 7 ноября 2013 года.

Как следует из статей 74, 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя по жалобе гражданина конституционность закона или его отдельных положений, затрагивающих конституционные права и свободы, на нарушение которых ссылается заявитель, и примененных в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, принимает постановление только по предмету, указанному в жалобе, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению, оценивая как буквальный смысл проверяемых законоположений, так и смысл, придаваемый им официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из их места в системе правовых норм, не будучи связанным при принятии решения основаниями и доводами, изложенными в жалобе.

Гражданин Н. Шматков оспаривает конституционность примененного судами в его деле положения пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", полагая, что оно - в нарушение статей 1, 2, 15, 17, 18, 45, 52 и 53 Конституции Российской Федерации - ограничивает пенсионные права граждан, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированных, поскольку не позволяет засчитывать в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию и оказывающий влияние на ее размер, периоды, включенные судом в трудовой стаж этих граждан.

Названный Федеральный закон за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" перестал применяться с 1 января 2015 года, однако положение пункта 1 его статьи 10 о включении в страховой стаж периодов работы и или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, воспроизведено в части 1 статьи 11 ныне действующего Федерального закона "О страховых пенсиях", что позволяет Конституционному Суду Российской Федерации принять данную жалобу к рассмотрению.

Вместе с тем согласно законодательству, действовавшему в отношении реабилитированных лиц в тот период, когда Н. Шматков подвергался уголовному преследованию, в общий трудовой стаж, дающий право на пенсию по старости и оказывающий влияние на ее размер, включались периоды содержания под стражей и отбывания наказания, а также периоды, в течение которых гражданин не работал в связи с отстранением от должности.

Как следует из материалов жалобы, период содержания Н. Шматкова под стражей, имевший место до 1 января 2002 года - даты вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", по решению суда включен в общий трудовой стаж и учтен при оценке пенсионных прав заявителя, приобретенных до указанной даты, путем их конвертации преобразования в расчетный пенсионный капитал, то есть в этой части пенсионные права Н.

Шматкова восстановлены; периоды, в течение которых он не работал в связи с отстранением от должности работы до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 26 января 1995 года по 3 апреля 1998 года и с 18 мая 1999 года по 31 декабря 2001 года , решением суда также включены в общий трудовой стаж и учтены при назначении заявителю трудовой пенсии по старости.

Период после 28 января 2004 года, зачтенный судом в общий трудовой стаж, по смыслу статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, не может быть отнесен к отстранению от должности работы , поскольку 28 января 2004 года МКАБ "Восток", выступавший работодателем Н. Шматкова, был ликвидирован и трудовые отношения между ними прекратились. Следовательно, права Н. Шматкова затрагиваются оспариваемой им нормой постольку, поскольку в его страховой стаж не был засчитан период со дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" до ликвидации МКАБ "Восток" с 1 января 2002 года по 28 января 2004 года , в течение которого он не работал в связи с отстранением от должности работы.

Соответственно, пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" является предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу в той мере, в какой на его основании после 1 января 2002 года решается вопрос о включении в страховой стаж гражданина, незаконно привлеченного к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированного, периодов, в течение которых он не работал в связи с отстранением от должности работы , если такое отстранение явилось следствием решения органа, осуществлявшего в отношении этого гражданина уголовное преследование.

Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти или их должностных лиц статья 53 , и в качестве гарантии его реализации устанавливает обязанность государства в случае нарушения органами публичной власти и их должностными лицами прав, охраняемых законом, обеспечивать потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба статья 52.

Конституционным гарантиям права на возмещение вреда, причиненного незаконным или необоснованным уголовным преследованием, корреспондируют положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод пункт 5 статьи 5, статья 3 Протокола N 7 к данной Конвенции и Международного пакта о гражданских и политических правах подпункт "а" пункта 3 статьи 2, пункт 5 статьи 9 и пункт 6 статьи 14 , провозглашающие право каждого, кто стал жертвой незаконного ареста, заключения под стражу или судебной ошибки, на компенсацию и обязанность государства обеспечить эффективные средства правовой защиты нарушенных прав.

Из приведенных положений Конституции Российской Федерации и международно-правовых актов, основанных на принципах правового государства, верховенства права, юридического равенства и справедливости, следует, что государство, обеспечивая лицам, пострадавшим от незаконного и или необоснованного привлечения к уголовной ответственности на любой стадии уголовного судопроизводства, эффективное восстановление в правах, обязано гарантировать им и возмещение причиненного вреда.

Соответственно, конкретизация конституционно-правового принципа ответственности государства за незаконные действия или бездействие органов государственной власти или их должностных лиц, по смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 2 марта 2010 года N 5-П, предполагает создание специальных публично-правовых механизмов, обеспечивающих восстановление нарушенных прав граждан, необоснованно подвергнутых от имени государства уголовному преследованию, в полном объеме.

Реализуя в рамках предоставленных ему дискреционных полномочий соответствующие конституционные предписания, федеральный законодатель закрепил в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, что уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод часть первая статьи 6 и что уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания и реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию часть вторая статьи 6.

Исходя из этого в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации устанавливается порядок и условия возмещения вреда, причиненного лицу в уголовном судопроизводстве, а также основания возникновения права на реабилитацию, под которой понимается порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда пункт 34 статьи 5. Согласно части первой статьи 133 УПК Российской Федерации право на реабилитацию включает в себя не только право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда, но и восстановление в жилищных, трудовых, пенсионных и иных правах, а вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.

Вместе с тем, определив в его главе 18 основания возникновения и содержание права на реабилитацию, а также порядок возмещения имущественного и морального вреда реабилитированным, федеральный законодатель не предусмотрел ни в данном Кодексе, ни в каком-либо ином федеральном законе механизм, гарантирующий восстановление пенсионных прав лиц, незаконно и или необоснованно подвергшихся уголовному преследованию. До настоящего времени право на возмещение вреда, причиненного гражданину в результате уголовного преследования, реализуется в порядке, установленном Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 года "О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей", который сохраняет юридическую силу и может применяться лишь во взаимосвязи с соответствующими положениями УПК Российской Федерации Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2005 года N 242-О.

В соответствии с пунктом 6 утвержденного данным Указом Положения о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, время содержания под стражей, время отбывания наказания, а также время, в течение которого гражданин не работал в связи с отстранением от должности, засчитывается как в общий трудовой стаж, так и в стаж работы по специальности; при этом трудовой стаж, исчисленный с зачетом указанных периодов, учитывается в том числе при назначении пенсий и пособий по государственному социальному страхованию.

Названная норма в полной мере согласовывалась с пенсионным законодательством, действовавшим до 1 января 2002 года. Так, согласно Закону Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" утратил силу с 1 января 2002 года с учетом общего трудового стажа как суммарной продолжительности трудовой и иной общественно полезной деятельности устанавливались пенсии по старости, а в соответствующих случаях - пенсии по инвалидности и пенсии по случаю потери кормильца, а продолжительность общего трудового стажа обусловливала право на пенсию и в определенной мере влияла на ее размер.

Кроме того, предусмотренная статьей 94 того же Закона возможность зачета лицам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированным, времени содержания под стражей и пребывания в местах заключения и ссылке в общий трудовой стаж в тройном размере позволяла данной категории граждан приобретать необходимый для назначения пенсии общий трудовой стаж в более короткие сроки.

Тем самым посредством предусмотренного приведенными нормативными положениями в целях пенсионного обеспечения порядка учета периодов содержания под стражей, отбывания наказания и периодов, в течение которых гражданин не работал в связи с отстранением от должности, обеспечивалось восстановление пенсионных прав реабилитированных лиц.

После вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" 1 января 2002 года , в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, общий трудовой стаж стал использоваться в механизме обязательного пенсионного страхования для определения расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав граждан, приобретенных ими по состоянию на 1 января 2002 года.

При этом приобретение права на трудовую пенсию по старости, назначаемую на общих основаниях, федеральный законодатель связал с достижением общеустановленного пенсионного возраста и наличием не общего трудового, а страхового не менее пяти лет стажа. Размер трудовой пенсии по старости фактически стал зависеть от суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо, а продолжительность страхового стажа до 1 января 2015 года - даты вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" не оказывала влияния на размер пенсии в настоящее время страховой стаж в системе обязательного пенсионного страхования учитывается при определении как права на страховую пенсию, так и ее размера.

Временное отстранение от должности подозреваемого или обвиняемого является мерой процессуального принуждения, которая применяется судом по ходатайству следователя с согласия руководителя следственного органа, а также дознавателя с согласия прокурора, в целях обеспечения порядка уголовного судопроизводства и надлежащего исполнения приговора часть первая статьи 111 и часть первая статьи 114 УПК Российской Федерации.

Постановление суда о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы часть третья статьи 114 УПК Российской Федерации и предполагает безусловную юридическую обязанность работодателя не допускать работника к исполнению трудовых обязанностей.

Согласно законодательству, действовавшему на дату применения данной меры процессуального принуждения в отношении заявителя по настоящему делу, работник мог быть отстранен от должности работы только по предложению уполномоченных на это органов в случаях, предусмотренных законодательством статья 38 КЗоТ РСФСР ; в частности, временное отстранение от должности осуществлялось на основании мотивированного постановления следователя, подлежащего санкционированию прокурором или его заместителем, которое направлялось для исполнения по месту работы обвиняемого статья 153 УПК РСФСР и, как любое постановление следователя, вынесенное в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, было обязательно для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами часть пятая статьи 127 УПК РСФСР.

Нарушение же следователем установленного законом порядка отстранения от должности работы либо ненадлежащее оформление процессуальных документов не должно создавать препятствия для восстановления прав реабилитированного лица. В противном случае это лицо вопреки конституционным предписаниям об обязанности государства возместить вред, причиненный незаконными действиями или бездействием органов государственной власти или их должностных лиц, претерпевало бы негативные правовые последствия, вызванные ненадлежащим исполнением должностными лицами возложенных на них полномочий.

В период отстранения от должности работы в связи с уголовным преследованием - как по действующему законодательству, так и по законодательству, действовавшему на дату отстранения от работы заявителя по настоящему делу, - трудовые отношения с работником не прекращаются, работник лишь освобождается от обязанности выполнять работу в соответствии с трудовым договором и заработная плата ему не начисляется. Тем самым обе стороны трудового договора освобождаются от выполнения возложенных на них обязанностей, формально сохраняя статус работника и работодателя и не прекращая трудовых отношений, что в данной ситуации может выступать препятствием для трудоустройства отстраненного работника к другому работодателю и получения соответствующего дохода, однако не лишает его возможности заниматься предпринимательской деятельностью или работать по совместительству.

В свою очередь, увольнение работника по собственной инициативе либо по соглашению сторон влекло бы невозможность восстановления его трудовых прав при вынесении оправдательного приговора, поскольку в таком случае отсутствовали бы правовые основания для его восстановления на работе как лица, выразившего добровольное волеизъявление о прекращении трудовых отношений.

Следовательно, такое правовое регулирование, допускающее временное отстранение от должности работы лица, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, исходя из принципа презумпции невиновности направлено в том числе на сохранение трудовых отношений в случае прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям или вынесения оправдательного приговора либо приговора, не препятствующего продолжению работы, и в случае отмены данной меры процессуального принуждения предполагает допуск отстраненного работника к исполнению трудовых обязанностей и возобновление начисления заработной платы.

Начиная с 1 января 2002 года основой формирования пенсионных прав выступает уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, начисленные работнику в рамках трудовых отношений. Следовательно, в период временного отстранения работника от должности работы его пенсионные права не формируются, поскольку заработная плата в этот период ему не начисляется и обязанность по уплате взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не возникает.

Соответственно, восстановление пенсионных прав лица, незаконно или необоснованно привлеченного к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированного, по существу, возможно лишь применительно к периоду до 1 января 2002 года, а также после указанной даты - за периоды содержания под стражей и отбывания наказания в местах лишения свободы и ссылке, которые включаются в страховой стаж в качестве нестраховых периодов подпункт 5 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Применительно же к периоду, в течение которого гражданин, чье право на реабилитацию вследствие незаконного или необоснованного уголовного преследования было признано судом, не работал в связи с временным отстранением от должности работы , в действующем правовом регулировании не предусматривается ни возмещение государством неуплаченных работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов, ни его учет в страховом стаже в качестве нестрахового периода с начислением коэффициентов, предусмотренных частью 12 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" для ряда нестраховых периодов, что исключает и возможность его учета как при определении права такого гражданина на трудовую страховую пенсию, так и при исчислении ее размера.

Тем самым создаются препятствия для восстановления реабилитированных лиц в пенсионных правах, необходимость которого вытекает из основанных на Конституции Российской Федерации положений уголовно-процессуального закона, что вопреки конституционным принципам справедливости и гарантированности государством прав и свобод человека и гражданина ведет к нарушению права на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц, к ограничению права на социальное обеспечение и, следовательно, не согласуется со статьями 39 части 1 и 2 , 53 и 55 часть 2 Конституции Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14 мая 2015 года N 9-П, федеральный законодатель, осуществляя предоставленные ему полномочия, был вправе установить приоритет Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации перед иными федеральными законами в регламентации соответствующих правоотношений статья 7 , в том числе связанных с реабилитацией и восстановлением прав лиц, подвергшихся незаконному или необоснованному уголовному преследованию, исходя из того, что значимым ориентиром для разрешения коллизии законов в контексте конституционных предписаний в любом случае является требование о приоритетности прав и свобод человека и гражданина, которые, в частности, определяют смысл, содержание и применение законов статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации.

Из этого следует, что нормы пенсионного законодательства должны согласовываться с предписанием Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации о необходимости восстановления пенсионных прав, - иное противоречило бы вытекающим из конституционных принципов правового государства, важнейшими из которых являются верховенство Конституции Российской Федерации и законов, равенство и справедливость, требованиям определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности с системой действующего правового регулирования постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 6 апреля 2004 года N 7-П, от 31 мая 2005 года N 6-П и от 18 июля 2008 года N 10-П.

Между тем, исключив возможность зачета в страховой стаж лица периода временного отстранения от должности работы в связи с уголовным преследованием, федеральный законодатель породил формальную несогласованность между положениями уголовно-процессуального закона и пенсионным законодательством, заведомо ведущую к невозможности реализации в полном объеме права на реабилитацию, предполагающего восстановление в пенсионных правах лиц, незаконно или необоснованно подвергшихся уголовному преследованию.

Такое законодательное регулирование в силу своей неопределенности, обусловленной отсутствием соответствующего правового механизма, не согласуется с конституционными принципами справедливости и верховенства права статьи 2 и 19 Конституции Российской Федерации , свидетельствует о невыполнении федеральным законодателем своей обязанности, вытекающей из статей 39, 45, 52, 53 и 71 пункт "о" Конституции Российской Федерации, и, следовательно, нарушает конституционные права на социальное обеспечение и возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти или их должностных лиц.

Таким образом, пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 части 1 и 2 , 39 части 1 и 2 и 53, в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями позволяет не включать в страховой стаж гражданина, необоснованно привлеченного к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированного, период, в течение которого он был временно отстранен от должности работы в связи с решением органа, осуществляющего уголовное преследование, о применении к нему данной меры процессуального принуждения, и тем самым препятствует восстановлению его пенсионных прав.

Федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении, - внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на создание правового механизма восстановления пенсионных прав реабилитированных лиц, то есть гарантирующего им пенсионное обеспечение на тех условиях, которые применялись бы к ним в случае отсутствия незаконного или необоснованного уголовного преследования.

При этом федеральный законодатель в рамках предоставленных ему дискреционных полномочий вправе выбрать такой способ зачета в страховой стаж реабилитированного лица периода отстранения от должности работы в связи с решением органа, осуществляющего уголовное преследование, который обеспечивал бы возможность учета соответствующего периода как при определении права на трудовую страховую пенсию, так и при исчислении ее размера.

Исходя из прямого действия Конституции Российской Федерации впредь до внесения в действующее правовое регулирование надлежащих изменений в страховой стаж реабилитированного лица должен включаться весь период отстранения его от должности работы по правилам, предусмотренным для периода содержания под стражей. Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 6, 47[1], 71, 72, 74, 75, 78, 79, 80 и 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации постановил: 1.

Зорькина, судей К. Арановского, А. Бойцова, Н. Бондаря, Г. Гаджиева, Ю. Данилова, Л. Жарковой, С. Казанцева, С. Князева, А. Кокотова, Л. Красавчиковой, С. Маврина, Н. Мельникова, Ю. Рудкина, О. Хохряковой, В. Ярославцева, руководствуясь статьей 125 часть 4 Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой , частями третьей и четвертой статьи 3 , частью первой статьи 21 , статьями 36 , 47.

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина Ю. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые заявителем законоположения.

Заслушав сообщение судьи-докладчика О. Хохряковой, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации установил: 1. В соответствии с частью второй статьи 3 названного Федерального закона, если при назначении гражданину из числа лиц, указанных в пункте 1 его статьи 1, пенсии, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, размер указанной пенсии для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, - суммарный размер указанных пенсий не достигнет размера пенсии, выплачиваемого указанному гражданину на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г.

Севастополя", пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком, размере до приобретения им права на пенсию в большем размере, исчисленном в соответствии с законодательством Российской Федерации; в этом случае сохраненный размер пенсии не подлежит ежегодному увеличению индексации до достижения размера пенсии пенсий , исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оспаривающий конституционность названных законоположений гражданин Ю. Шокур, проходивший службу в Государственной пенитенциарной службе Украины на территории Республики Крым, 31 марта 2014 года был уволен в отставку на основании подпункта "а" пункта 65 Положения о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел утверждено постановлением Кабинета Министров Украинской ССР от 29 июля 1991 года N 114 , а с 7 апреля 2014 года приказом директора Федеральной службы исполнения наказаний - зачислен в кадры уголовно-исполнительной системы по Управлению ФСИН России по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю.

За период до зачисления на службу с 1 по 6 апреля 2014 года Пенсионным фондом Республики Крым Ю. Шокуру была выплачена пенсия, установленная ему в соответствии с законодательством Украины, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года.

При этом размер пенсии был определен Пенсионным фондом Республики Крым в расчете на месяц с учетом 25-процентной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192, и составил 37 131 руб. Поскольку со дня принятия на службу в органы уголовно-исполнительной системы Российской Федерации выплата назначенной Ю. Шокуру пенсии за выслугу лет не должна была производиться, он был снят с пенсионного учета.

Шокур был уволен с занимаемой должности на основании пункта "б" части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации утверждено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе и 14 ноября 2014 года обратился в Пенсионный фонд Республики Крым с заявлением о возобновлении выплаты ему ранее установленной пенсии.

Шокуру пенсии с учетом общей выслуги на день последнего увольнения, однако в декабре 2014 года его пенсионное дело было передано в пенсионный орган УФСИН России по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю. Шокур был уведомлен о назначении ему с 22 октября 2014 года в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 и на основании поданного им заявления пенсии за выслугу лет в размере 27 829 руб.

Решением Железнодорожного районного суда города Симферополя от 14 января 2016 года исковые требования Ю. Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение - об оставлении исковых требований Ю. Шокуру отказано в передаче его кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Нарушение оспариваемыми законоположениями своих прав, гарантированных статьями 1 часть 1 , 2 , 7 , 18 , 39 части 1 и 2 и 55 часть 3 Конституции Российской Федерации, заявитель усматривает в том, что они предполагают безусловный отказ в сохранении более высокого размера пенсии, исчисленного в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, гражданину, который по состоянию на 18 марта 2014 года постоянно проживал на одной из этих территорий, уволен с военной или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы до 1 января 2015 года и по состоянию на 31 декабря 2014 года фактически не являлся получателем пенсии по причине того, что его заявление в пенсионные органы, направленное до указанной даты, не было рассмотрено в установленный срок.

Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты статья 7 , гарантируются равенство прав и свобод человека и гражданина статья 19 , социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, предусмотренных законом статья 39, часть 1.

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение, основное содержание которого заключается в предоставлении человеку средств к существованию, удовлетворении его основных жизненных потребностей. Поскольку, таким образом, пенсия имеет особое значение для поддержания материальной обеспеченности пенсионеров, стабильность их правового положения, сохранение за ними признанных государством в установленной законом процедуре пенсионных прав должны гарантироваться на законодательном уровне в рамках реализации предписаний Конституции Российской Федерации, ее статей 7 и 21 часть 1 , о целях социальной политики Российской Федерации, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, заботу о социальной защищенности своих граждан, охрану достоинства личности постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1995 года N 11-П , от 15 июня 1998 года N 18-П , от 29 января 2004 года N 2-П , от 3 июня 2004 года N 11-П , от 10 июля 2007 года N 9-П и от 14 января 2016 года N 1-П.

Соответственно, правовое регулирование в сфере пенсионного обеспечения, в том числе в силу вытекающих из взаимосвязанных положений статей 1 часть 1 , 2 , 15 часть 2 , 17 часть 1 , 18 , 19 часть 1 и 55 части 2 и 3 Конституции Российской Федерации принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, должно гарантировать лицам, пенсии которым были назначены уполномоченными российским государством органами на основе законодательных предписаний, что решения о назначении этих пенсий в дальнейшем будут учитываться при определении объема пенсионных прав таких лиц в случае изменения их правового положения в связи с прохождением государственной службы в Российской Федерации.

Согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов с даты его подписания, то есть с 18 марта 2014 года, Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию пункт 1 статьи 1 , а в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь статья 2.

С той же даты и до 1 января 2015 года в соответствии со статьей 6 данного Договора и статьей 6 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в новых субъектах Российской Федерации действовал переходный период, в течение которого подлежали урегулированию вопросы их интеграции в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, а также вопросы исполнения воинской обязанности и несения военной службы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Одно из направлений такой интеграции - включение новых субъектов Российской Федерации в систему социальной защиты населения Российской Федерации, в том числе в систему пенсионного обеспечения, конечной целью которого являлся переход к назначению пенсий, пособий, предоставлению мер социальной поддержки населению новых субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С тем чтобы обеспечить в рамках этого перехода стабильность правового положения граждан в максимальной степени, избежать пробелов, затрудняющих реализацию их прав, необходимы были законодательные гарантии, которые позволяли бы гражданам не только реализовать приобретенные пенсионные права при сохранении размеров ранее назначенных пенсий, но и продолжить формирование пенсионных прав в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Исходя из этого, федеральный законодатель предусмотрел как правила пенсионного обеспечения, подлежащие применению в течение переходного периода, так и особенности осуществления пенсионных прав соответствующих категорий граждан в рамках системы обязательного пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения после 1 января 2015 года. Кроме того, в целях улучшения пенсионного обеспечения граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г.

Севастополя" в дополнение к назначенной им пенсии была установлена ежемесячная выплата, которая должна была производиться до перерасчета указанным гражданам назначенных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" были определены порядок назначения и выплаты страховых пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, перерасчета размеров ранее назначенных пенсий, исчисления страхового трудового стажа при установлении страховой пенсии, особенности исчисления ее размера, подтверждения периодов работы иной деятельности и заработка, организации индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя статьи 2 - 6.

Одновременно тем же Федеральным законом закреплялись гарантии, конкретизирующие запрет снижения размеров ранее выплачиваемых пенсий при переходе с 1 января 2015 года к осуществлению пенсионного обеспечения на основании и по нормам законодательства Российской Федерации, в частности предусматривалось правило о выплате пенсии в сохраненном, более высоком, размере в случаях, когда при перерасчете размера пенсии гражданину Российской Федерации, иностранному гражданину, лицу без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации размер указанной пенсии и иных устанавливаемых к ней выплат не достигнет размера пенсии, выплачиваемого на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192 часть 4 статьи 3.

Тем самым на основе вытекающих из Конституции Российской Федерации, ее статей 1 часть 1 , 2 , 6 часть 2 , 18 и 55 части 2 и 3 , и выраженных в решениях Конституционного Суда Российской Федерации требований о соблюдении принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, был создан правовой механизм, позволяющий в рамках интеграции новых субъектов Российской Федерации в систему социальной защиты населения Российской Федерации, включая пенсионное обеспечение, гарантировать всем гражданам Российской Федерации, постоянно проживавшим по состоянию на 18 марта 2014 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, сохранение размера пенсионных выплат, назначенных в соответствии с законодательством, действовавшим на указанных территориях до 1 января 2015 года.

Согласно части 10 статьи 7 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" сотрудники органов безопасности, таможни и милиции Республики Крым, сотрудники иных государственных органов, замещающие должности в указанных органах на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, имели преимущественное право на поступление на службу в такие же органы, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, при наличии у них гражданства Российской Федерации, а также при условии сдачи ими экзамена на знание законодательства Российской Федерации и их соответствия требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к сотрудникам указанных органов.

Названное законоположение в равной мере распространялось как на лиц, не приобретших на момент увольнения право на пенсионное обеспечение за выслугу лет, так и на лиц, которые приобрели и реализовали его в течение переходного периода в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя в этот период до 1 января 2015 года. В частности, сотрудник Государственной пенитенциарной службы Украины, проходивший службу на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, независимо от назначения ему пенсии за выслугу лет в связи с увольнением с указанной службы имел право поступить на службу в учреждения или органы Федеральной службы исполнения наказаний, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

В этом случае выплата пенсии ему приостанавливалась, а сам он при последующем увольнении со службы приобретал право на пенсию по нормам Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1. Соответственно, сотруднику Государственной пенитенциарной службы Украины, проходившему службу на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя и имевшему в связи с увольнением со службы право на пенсию за выслугу лет в соответствии с законодательством, действовавшим на указанных территориях в переходный период, предоставлялась возможность либо оставаться в статусе пенсионера и получать назначенную ему пенсию, либо продолжить службу в органах Федеральной службы исполнения наказаний, но с приостановлением выплаты пенсии.

Это означает, что сотрудник, проходивший до поступления на службу в органы или учреждения Федеральной службы исполнения наказаний службу в Государственной пенитенциарной службе Украины на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя и получавший в период до 31 декабря 2014 года пенсию, назначенную в соответствии с законодательством, действовавшим на указанных территориях до 1 января 2015 года, при увольнении со службы имел право выбора: получать пенсию либо в размере, исчисленном по нормам Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 с учетом положений Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", либо в ранее установленном размере с учетом ежемесячной выплаты к ней, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192.

Приведенная правовая позиция применима и к гражданам Российской Федерации, постоянно проживавшим по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя и проходившим военную или иную приравненную к ней по пенсионному обеспечению службу на указанных территориях, а после увольнения со службы и назначения в установленном порядке пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим на этих территориях до 1 января 2015 года, поступившим на аналогичную государственную службу Российской Федерации, поскольку вследствие приобретения гражданства Российской Федерации и распространения на них общих правил государственного пенсионного обеспечения с особенностями, установленными федеральным законодательством, они не могут быть поставлены - в отступление от конституционных принципов равенства и справедливости - в худшее по сравнению с иными гражданами Российской Федерации положение в сфере реализации пенсионных прав.

Иное - вопреки предписаниям статей 17 часть 1 , 18 , 19 части 1 и 2 , 39 часть 1 и 55 часть 3 Конституции Российской Федерации и правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации - приводило бы к ухудшению положения граждан, проходивших службу в органах Государственной пенитенциарной службы Украины и реализовавших право на назначение пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, в случае их поступления на службу в учреждения или органы Федеральной службы исполнения наказаний, что недопустимо.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 6 , 47. Конституционно-правовой смысл пункта 1 статьи 1 и части второй статьи 3 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", выявленный в настоящем Постановлении, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

В соответствии с частью второй статьи 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" правоприменительные решения, вынесенные в отношении гражданина Шокура Юрия Ивановича на основании пункта 1 статьи 1 и части второй статьи 3 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении, подлежат пересмотру в установленном порядке.

Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу со дня официального опубликования, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" и на "Официальном интернет-портале правовой информации" www. Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от N 2-П установил, что нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Пенсионная реформа оспорена в Конституционном суде. Первые результаты и перспективы


Комментарии 4
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий